Abstract: The article describes the basic requirements that must be taken into account by the game designer in the process of creating a game character, such as: target audience; visual appeal and form; color spectrum; details and scale; technical limitations. An example of the development of characters in the collection of didactic mathematical games for preschool and primary school children of the QualiMe web service shows the implementation of these requirements.
Keywords: didactic game, target audience, character, game design, color scheme.
Введение. Неотъемлемым элементом создания компьютерных и мобильных игр является разработка главного персонажа игры. Концепт-художники сталкиваются с различными трудностями в процессе разработки, так как персонаж – это лицо игры, а также “одежка”, от которой во многом зависит, будет ли пользователь дальше играть и советовать игру или беспощадно удалит ее со своего устройства. Поэтому при создании игр особое внимание всегда уделяется разработке ее дизайна. Остановимся на наиболее важных нюансах работы гейм-дизайнера.
Дизайн персонажа. Дизайн персонажа игры включает в себя два основных направления работы: описание персонажа и скетч (набросок) персонажа. Описание персонажа – это краткое разъяснение героя и первый шаг в его создании, главная цель которого – дать четкое представление о персонаже [1, с. 9]. При этом важно понимать, что это за персонаж, какие функции он выполняет в игре, какие характеристики он должен иметь и каким будет его поведение. Скетч персонажа – это детализированное изображение главного героя, полученное из описания. Скетч чаще всего сопровождает описание персонажа в гейм-дизайне [1, с. 10]. Скетчи используются также и в рекламе игры, что помогает правильному восприятию концепции игры и распространению ее среди целевой аудитории. Нарисовать персонаж – это лишь начало работы, но, чтобы достичь действительно значимого результата, требуется знание определенных тонкостей и важных правил. Количество времени и усилий, затраченных на дизайн персонажа, также зависят от значимости самого героя в игре.
Целевая аудитория. В начале работы над наброском персонажа необходимо провести анализ целевой аудитории, главными критериями оценки которой являются: возраст, пол, географическое положение. Внешность персонажа будет зависеть от того, рисуете вы для детей или для взрослых. Для детей обычно привлекательны яркие цвета и милые выражения лиц. Пол игрока также играет важную роль, так как необходимо найти то «золотое сечение» в дизайне, при котором игра будет интересна и женскому, и мужскому полу. Нельзя не отметить, что, разрабатывая игру для международной аудитории, чаще в качестве главного героя берется вымышленный персонаж или животное. И если дизайнер выбирает животное, то за основу нужно брать животных, распространенных на всех континентах.
Визуальная привлекательность и форма. Зачастую самые узнаваемые персонажи имеют простые формы и легко читаемый силуэт. Ориентируясь на детскую аудиторию, важно учитывать, что персонажи, состоящие из плавных и закругленных линий, вызывают симпатию и выглядят для них добрее. Рассматривая персонажей игр, например, тамагочи (Рисунок 1), можно заметить, что все они выглядят очень мило и доброжелательно, что помогает маленьким пользователям окунуться в радостную атмосферу игры и обучения [2].
Рисунок 1. Тамагочи
Цветовая гамма. Самой сложной частью создания персонажа является подбор правильных цветовых сочетаний, так как от этого зависит, каким будет персонаж: веселым или грустным, добрым или злым, как будет отображен его характер, его реалистичность. Для выделения различных видов поверхностей (кожа, шерсть, перья) используются тона, с помощью которых можно подчеркнуть уникальность персонажа. Совокупность формы и цвета вместе дают усиленный эффект фокусировки внимания на персонаже или его деталях. С цветовой палитрой обычно определяются в конце работы над персонажем [3].
Детали и масштаб. В зависимости от размеров персонажа, изменяются размеры его деталей. Грубой ошибкой будет считаться неправильное соотношение размеров самого персонажа и его деталей (индивидуальных особенностей). Важно также учитывать, как и где будет расположен персонаж. Например, детализированный дизайн не имеет смысла, если в игре главный герой виден только издалека. Для того чтобы облегчить определение правильных пропорций гейм-персонажа, необходимо уже на этапе прорисовки набросать объекты, которые будут находиться в одной локации с ним. Это помогает определить, правильно ли были установлены размеры персонажа на начальном этапе разработки.
Технические ограничения. Не все, что придумывает концепт-художник, можно создать с помощью технических средств. Иногда художнику необходимо сдерживать свои креативно-творческие порывы, если он не хочет получить тысячу и одну правку или замену от технического арт-директора. Важно также принять к сведению, что чем реалистичнее проект, тем сложнее его реализация [4].
Коллекция игр QualiMe. Реализацию изложенных требований проиллюстрируем на примере разработки персонажей дидактических игр MiniQuali и QualiPet. Эти игры входит в коллекцию игр веб-ресурса QualiMe [5] и разрабатываются нами для обучения математике детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главная задача дидактической игры – формирование системы знаний, умений и навыков в предметной области, Следовательно, такая игра имеет свою специфику и может явно проигрывать играм-развлечениям, играм-головоломкам, занимательным играм и др. Поэтому первостепенная задача разработчика – реализация комплекса мероприятий, направленных на возникновение игрового интереса в образовательной игре [6]. И это не только применение специальных методик обучения, но и разработка красочных персонажей, которые могут заинтересовать детей и увлечь их игрой.
Первая игра этой коллекции MiniQuali [7] ориентирована на первоклассников и дошкольников (Рисунок 2).
Рисунок 2. Главный экран игры MiniQuali
По сюжету игры обучение ребенка математике проходит на четырех Планетах Знаний (Рисунок 3), а персонажи игры Миникволи передают ребенку-игроку необходимые знания и при этом вовсе не ассоциируются со строгими учителями, а становятся его виртуальными друзьями и помощниками [8].
Рисунок 3. Планеты Знаний в игре MiniQuali
Выбор цветов персонажей Миникволей, и Планет, на которых они обитают, обусловлен тем, что игра MiniQuali является составной частью веб-ресурса QualiMe, который имеет свой логотип, а цвета логотипа: желтый, красный и синий (Рисунок 4).
Рисунок 4. Логотип QualiMe
Поскольку целевую аудиторию игры MiniQuali составляют дети 4 – 6 лет, то у персонажей Миникволей плавные и закругленные линии, насыщенные цвета, сознательно увеличенные глаза (прием преувеличения), не ярко выраженные конечности. Все это позволяет показать, что персонажи игры маленькие и милые и похожи на мягкие детские игрушки (Рисунок 5).
Рисунок 5. Миникволи-первоклассники
Дидактическая игра QualiPet является следующей в коллекции игр QualiMe и предназначена для учащихся вторых классов. Это версия игры тамагочи, которая призвана обогатить жанр новыми особенностями. Технически игра QualiPet будет реализована так, что в процессе обучения математике ребенок получает игровые монетки для приобретения еды, необходимой питомцу для жизни, одежды, мебели и других бытовых принадлежностей, для создания уюта в доме питомца [9]. Питомец QualiPet – главный персонаж игры. В этом необычном персонаже можно найти схожие черты с земными существами, но сочетание привычного и нереального подчеркивает его уникальность. Персонаж также не перенасыщен мелкими деталями и имеет четкие и закругленные линии, благодаря чему он не выглядит угрожающе или негативно настроенным (Рисунок 6).
Рисунок 6. Персонаж QualiPet
Но в сравнении с Миникволями питомец QualiPet выглядит старше (ярко выраженные конечности, уменьшенные глаза), что, в свою очередь, показывает, что вместе с ростом игроков происходит и рост персонажей. Это добавляет интерактивности в процесс игры и обучения. При этом у нас не было необходимости углубляться в детальную прорисовку персонажа, так как герой будет находиться в игровой среде, где его размеры будут уменьшены (Рисунок 7).
Рисунок 7. Персонаж на локации
Что касается цветовой гаммы, то главным цветом питомца был выбран желтый. Ключевым фактором для принятия решения послужило психологическое влияние цвета на настроение и мыслительный процесс [10]. Принято считать, что желтый цвет ассоциируется с интеллектом и способен положительно влиять на познавательную деятельность (известно, что он улучшает память), помогает принимать решения, генерировать новые идеи. Второстепенными цветами были выбраны оранжевый и фиолетовый. Оранжевый цвет поднимает настроение и самооценку, что важно для хорошего усваивания информации во время игры. Он также символизирует движение, жизнерадостность. Фиолетовый цвет способствует вдохновению для дальнейшего решения поставленных для школьников задач. В комплексе все цвета позволяют создать сочную и яркую цветовую палитру, отлично дополняющую форму персонажа и стимулирующую умственную работу.
Выводы. Руководствуясь несложными правилами разработки персонажа игры, в частности, учитывая целевую аудиторию игры и среду обитания персонажа, а также его визуальную привлекательность и оригинальное цветовое решение, можно создать уникального питомца, который придется каждому ребенку по душе и будет способствовать возникновению у него игрового интереса, что в значительной мере ускорит и облегчит процесс обучения в игре.
Библиографический список
1. Game Design for Teens / L. Pardew [и др.]. – Boston: Thomson Course Technology, 2004. – 320 с.2. 10 принципов создания крутого персонажа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artlab.club/diary/character_design/ (дата обращения: 09.12.2019).
3. Дизайн игрового персонажа: основы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://design.sredaobuchenia.ru/gamecharacterdesign/ (дата обращения: 11.12.2019).
4. Brathwaite B. Challenges for Game Designers / B. Brathwaite, I. Schreiber. – Boston: Course Technology, 2009. – 347 с.
5. Официальный ресурс проекта QualiMe. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://quali.me.
6. Сиротина И. К., Павлють О. А. Гончарик Ю. В. Дидактическая мобильная игра MiniQuali: от контента к маркетингу // Актуальные проблемы гуманитарного образования : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19–20 окт. 2017 г. / редкол. О. А. Воробьева (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2017. – С. 52 – 59.
7. Официальный ресурс Games проекта QualiMe. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://games.quali.me.
8. Сиротина И. К. Образовательная математическая игра MiniQuali: дидактический аспект // Фiзико-математична освiта. – 2018. Випуск 1(15). – С. 294 – 297.
9. Петрусенко А. Н., Ваниславчик М. Ю. Анализ игр жанра "тамагочи" // Студенческий: электрон. научн. журн. – 2019. № 40(84).
10. Резько И. В. Палитры цветов для дизайн-проектов / И.В. Резько. – Минск: ООО "Харвест", 2006. – 320 с.