Abstract: The article examines the key directions of social work with low-income families in modern society. It analyzes the main causes of family poverty, identifies their specific needs and problems. Effective approaches and models of social support are proposed, aimed at improving living standards, developing self-sufficiency, and integrating low-income families into society. Special attention is paid to practical methods and innovative programs that contribute to overcoming difficult life situations.
Keywords: social work, low-income families, poverty, social support, work directions, improving quality of life.
Социальная защита населения является одним из важнейших приоритетов социальной политики, направленных на обеспечение стабильного и необходимого уровня доходов, исходя из минимальных потребностей граждан, той части населения, которая в силу определенных причин, обстоятельств и особых трудностей не в состоянии этого сделать. Неуклонный рост цен в РФ постоянно отправляет за границу новых граждан. Особенно актуально, если они живут с иждивенцем, не способным обеспечить себя (дети, инвалиды, пенсионеры, по другим причинам). Наше государство обеспечило в этом случае множество полезных льгот, а также периодические и систематические денежные выплаты.
Реализация социальной политики во многом зависит от экономического развития страны. Ее уровень благосостояния характеризуют следующие показатели: доходы населения, общественные фонды потребления, общий объем потребления основных товаров, благ и услуг (на душу населения), обеспеченность разными видами социального и коммунально-бытового обслуживания, социальное обеспечение, потребительский бюджет, нормативы социального обслуживания основных видов потребления услуг, степень удовлетворения потребностей, а также некоторые показатели образа жизни такие как социальные условия жизни и труда, количественная и качественная характеристики учреждения социального обслуживания и т.п.
Несомненно, от социально-экономического развития страны и регионов напрямую зависит социальное самочувствие различных категорий населения, их удовлетворенность различными сферами жизнедеятельности, а также деятельностью органов власти. Следует отметить, что не во всех регионах страны активно осуществляется социальная политика, поскольку уровень жизни в регионах разный, и не все регионы отличаются высоким социально-экономическим положением. Именно данное обстоятельство и сказывается на проведении эффективной социальной политики. Поэтому для ее реализации следует параллельно развивать и экономику страны в целом, чтобы повысить уровень и благосостояние жизни населения, а главным образом малообеспеченных слоев населения.
Малообеспеченная семья – это семья, доход которой на человека составляет ниже прожиточного минимума, который устанавливается властями соответствующего региона проживания.
Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности:
I группа — бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума.
II группа — малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета.
III группа — обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.
IV группа — состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета.
V группа — богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета.
По мнению Николая Федоровича Басова, малообеспеченность — это особое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать необходимое для жизнедеятельности потребление, что и выступает фактором социального риска. На сегодняшний день, малообеспеченность является актуальной проблемой, так как она ограничивает доступ к качественным социальным услугам как образование, здравоохранение, а также доступ к успешной социализации детей и молодежи, который включает в себя посещение детского сада, спортивных секций, музыкальной школы и других мест для развития ребенка.
К малообеспеченным категориям населения относятся те категории граждан, чей доход меньше прожиточного минимума. К этим категориям можно отнести и семьи, средний доход которых на одного человека не превышает прожиточного минимума.
В настоящее время негативное влияние на благосостояние семьи является высокий уровень безработицы, высокая оплата за жилищно-коммунальные услуги, низкая заработная плата.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона N 178-ФЗ в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации малообеспеченные семьи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, имеют возможность заключить социальный контракт с органами социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания на срок от трех месяцев до одного года в зависимости от содержания программы социальной адаптации, в рамках которого средства государственной поддержки могут быть направлены на улучшение социального статуса семьи.
Жизненный уровень малообеспеченных семей достаточно низок и все более значительная их часть нуждается в социальной защите. В связи с этим совершенствование форм и методов предоставления услуг по социальной защите малообеспеченных семей, повышение их качества в сложившихся социально-экономических условиях стали одними из важных задач органов федерального, регионального и муниципального управления, а также негосударственных организаций. И на основании вышеизложенного можно обозначить ряд направлений для совершенствования социальной поддержки малообеспеченных семей с детьми:
— планирование расходов на социальную поддержку малообеспеченных семей с учетом масштабов и структуры бедности, оцененных на основе данных независимых обследований населения, позволит осуществлять реалистичное, основанное на оценке уровня и структуры бедности прогнозирование расходов, необходимых для социальной защиты малообеспеченных семей с детьми;
— «сокращение экономической бедности на основе обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения», включающее механизмы доведения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума;
— создания условий для повышения самозанятости населения на основе развития малого предпринимательства и совершенствования сферы оплаты труда;
— социальная адаптация семей, организация помощи им на качественно ином уровне: не только материально поддержать в трудный период жизни, но и помочь найти свое место в обществе и в трудовой сфере;
— заключение трудовых контрактов на длительный срок, формирование системы бонусов и вознаграждений за высокую производительность, качество работы, инициативность сотрудников, предоставление различных видов материальной помощи;
— предоставление детских пособий семьям с доходами не только ниже величины прожиточного минимума, но и ниже 1,5 – 2 прожиточных минимумов, что будет способствовать снижению риска попасть в число малообеспеченных семей с детьми;
— совершенствование налоговой политики в отношении малообеспеченных семей с детьми на федеральном уровне, что предполагает установление семьям с детьми вычетов по налогу на доходы физических лиц, соответствующих величине прожиточного минимума;
— в рамках совершенствования адресности предоставления помощи малообеспеченным семьям по социальному контракту необходимо создать условия для развития процесса социального сопровождения контрактов социальной адаптации, предполагается обучение специалистов в системе высшего образования социальному сопровождению контрактов социальной адаптации, направленное на получение знаний в области законодательства, связанного с регистрацией индивидуальной предпринимательской деятельности, трудоустройством, а так же должны быть подготовлены руководства и инструкции для специалистов, посвященные конкретным этапам социального сопровождения контрактов;
— повышение доступности для малоимущего населения услуг образования и здравоохранения, то есть предоставлять право на бесплатное образование не только с учетом успеваемости выпускников, но и в зависимости от их материального положения, например, из лучших учащихся именно малоимущие выпускники должны быть приоритетными кандидатами на бесплатное обучение.
Помимо выделенных направлений совершенствования социальной поддержки малообеспеченных семей, следует отметить важность отражения проблемы малообеспеченности в средствах массовой информации как социальной проблемы. Результаты научных исследований в области характеристики проблемы малообеспеченности, ее преодоления должны активно представляться массовой аудитории для эффективной борьбы с механизмами, поддерживающими воспроизводство данной проблемы.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства. Наиболее острой проблемой является проблема малообеспеченности населения. Число лиц, оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растёт, наблюдается последовательное расслоение населения по доходам и материальному обеспечению. На сегодняшний день реальность такова, что совершенствование системы оказания социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми в Российской Федерации является не только благими намерениями, а насущной необходимостью.
Однако малообеспеченность не является показателем на заранее плохой результат воспитания. Она может способствовать формированию у ребенка активной жизненной позиции, стремлению в пределах своих детских возможностей облегчить жизнь семьи.
Алла Александровна Варызгина отмечает, что малообеспеченные семьи традиционно составляют самую массовую долю бедного и проживающего в условиях риска бедности населения страны. К группе семей с несовершеннолетними детьми, находящиеся в зоне риска бедности относятся малообеспеченные семьи с высоким риском бедности (с уровнем душевого дохода от 1 до 1.5 прожиточного минимума), а также малообеспеченные семьи, уровень дохода которых не превышает 2 прожиточного минимума.
Исходя из вышесказанного, под малообеспеченными семьями можно отнести семьи, члены которой полностью или частично нетрудоспособные, семьи пенсионеров, многодетные семьи, неблагополучные семьи, семьи безработных, молодые семьи, студенческие семьи, семьи беженцев и вынужденных переселенцев. Данные категории семей требуют всесторонней защиты и поддержки со стороны государства.
Библиографический список
1. Астахова Ю.Г. Социология семьи. / Ю.Г. Астахова. Липецк: Издательство ЛГТУ, 2012. 64 с. – URL: http://e lib.dulaty.kz/fulldownloads/?doc_id=267311&file=/uchebnoe_posobie.pdf (дата обращения: 10.12.2025).2. Басов, Н. Ф. Основы социальной работы / Н. Ф. Басов, В. М. Басов, О. Н. Бессонова и др. - М. : Академия, 2005. - 288 с. – URL: https://urait.ru/book/osnovy-socialnoy-raboty-563734 (дата обращения: 10.12.2025).
3. Бекузаров, В.А. Социальная политика как неотъемлемый компонент рыночной экономики / В.А. Бекузаров // Проблемы социально-экономической устойчивости региона. Материалы IV Международной научно-практической конференции. - Пенза, Изд. Приволжского Дома знаний, 2008. - С. 13-19. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003816899 (дата обращения: 10.12.2025).
4. Виды оказания государственной социальной помощи // КонсультантПлюс : [сайт]. – 1997. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/26c8ebef2b4d2e2474b6a108215ec904da949bbe/ (дата обращения: 10.12.2025).
5. Голод, С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи / С.И. Голод // Социологические исследования, 2008. - № 1. - С. 75-79. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004885557 (дата обращения: 10.12.2025).
6. Кравченко, А.И. Социальная работа / А.И. Кравченко. - М. : Велби, 2008. - 416 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005407311 (дата обращения: 11.12.2025).
7. Ловцова, Н.И. Здоровая, благополучная семья - опора государства? Гендерный анализ семейной социальной политики / Н.И. Ловцова // Журнал исследований социальной политики, 2009. - № 3/4. - С. 323-341. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovaya-blagopoluchnaya-semya-opora-gosudarstva-gendernyy-analiz-semeynoy-sotsialnoy-politiki (дата обращения: 11.12.2025).
8. Овчарова, Л.Н. Новая политика поддержки семей с детьми: кардинальный прорыв или первый шаг? / Л.Н. Овчарова // Мир России, 2008. - № 2. - С. 41-68. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-politika-podderzhki-semey-s-detmi-kardinalnyy-proryv-ili-pervyy-shag (дата обращения: 11.12.2025).
9. Оказание государственной социальной помощи // [сайт]. – URL: https://docs.mfcto.ru/3402_d3f348e65d (дата обращения: 11.12.2025).
10. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения / П.Д. Павленок. - М. : Инфра-М, 2009. - 450 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004401549 (дата обращения: 11.12.2025).
11. Пахомов, А. А. Особенности трансформации семьи и государственной семейной политики / А.А. Пахомов // Социологические исследования, 2008. - № 12. - 101-108 с. - URL: https://scipeople.ru/publication/32757/ (дата обращения: 12.12.2025).
12. Пациорковский, В.В. Большая семья в демографической ситуации России / В В. Пациорковский, В.В. Пациорковская // Социологические исследования, 2009. - № 3. - С. 121-128. - URL: https://www.academia.edu/45444591/Большая_семья_в_демографической_ситуации_России (дата обращения: 12.12.2025).
13. Холостова ЕИ. Социальная политика и социальная работа / Е.И. Холостова. - М. : Дашков и К, 2007. - 216 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004700757 (дата обращения: 12.12.2025).
14. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей / Е.И. Холостова. - М. : Дашков и К, 2007. - 212 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004088859 (дата обращения: 12.12.2025).
15. Цимбалист А.В. Благосостояние российского общества в системе оценки качества жизни / А.В. Цимбалист // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. - 2008. - № 6. - С. 19-23. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blagosostoyanie-rossiyskogo-obschestva-v-sisteme-otsenki-kachestva-zhizni (дата обращения: 12.12.2025).