Abstract: The article discusses the role of media in the educational process of high school and the effectiveness of research projects conducted by students. The author analyzes how the combination of various media formats contributes to the development of critical thinking, information analysis skills, and creativity among students. The integration of media projects into the educational process is also discussed. In conclusion, the importance of such projects for fostering media literacy and preparing youth for the modern information environment is emphasized.
Keywords: media, education, individual project, physics, journalism, school, media literacy
В настоящее время возможность использования медиа приобретает большую популярность в образовательной среде, поскольку педагогам требуется подобрать к учащимся современный подход, с применением различных медиаресурсов на уроках в школе, позволяющих удержать внимание и интерес ребенка к изучаемой теме предмета. Так учителя используют интерактивные презентации, видеоматериалы, цифровые симуляторы для проведения экспериментов в виртуальных лабораториях. Все эти цифровые ресурсы способствуют формированию медиаграмотности обучающихся, а также их подготовке к самостоятельной жизни в условиях огромного количества информации. Это важно поскольку 21 век – это особенное время с переизбытком информации, причем часто довольно некачественной.
Кроме того, в современной школе сегодня всё большее внимание уделяется самостоятельной работе учеников, установлению взаимосвязей между учебными материалами и жизнью самих учащихся, а именно их индивидуальной проектной деятельности. Хотя идеи применения проектов в школьной жизни были высказаны впервые больше 100 лет назад, однако они актуальны и сейчас.
В настоящее время проектная деятельность в школе реализуется с помощью широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, целью которых является практический результат. Таким образом индивидуальная проектная деятельность представляет собой неотъемлемую часть образовательного процесса.
В 2020/2021 учебном году в школах был введен дополнительный учебный проект, обязательный для аттестации, заключающийся в реализации индивидуального проект учащимися 10-11 классов для повышения качества образования.
Американский ученый Э. Коллингс. в книге «Опыт работы по методу проектов» отмечает, что ученикам особенно интересны проектные результаты, в которых для них открывается что-то новое, а также связанные с этим определенные эмоции и чувства, раскрывающиеся в процессе проектной деятельности.
Самое главное по мнению профессора – открытие нового знания во время работы над проектом, причем это должно быть самостоятельно сделанным открытием [4].
Следует осознавать, что проектная деятельность в образовании нацелена на подготовку учащихся к будущей взрослой жизни, где они должны уметь применять знания из различных областей, ориентироваться во всем множестве информации и принимать ответственные решения. В связи с быстрым развитием интернет-технологий школьники получают возможность выполнить интересные проекты, попробовать свои силы в разных научных сферах и выбрать свой будущий профессиональный путь.
Поскольку организация проектной деятельности может происходить в рамках сотрудничества школы и университета, то школьники, выполняющие такой проект, могут представить результаты своей работы на научных конференциях, проводимых в университете, а также опубликовать статьи в различных научных журналах. К ним относятся «Юный ученый», «Школьная наука», «Старт в науке», «Наука без границ», что является большой перспективой для учеников, так как абитуриенты, имеющие портфолио, обладают большим преимуществом, чем те, у кого оно отсутствует. Кроме того, журналы «Юный ученый» и «Наука без границ» – международные журналы, которые позволяют школьникам продемонстрировать свои способности и заинтересованность в научных исследованиях всему миру, что поможет поступить на учебу заграницу [3].
Так как учащиеся школ всегда проявляли интерес к практической деятельности на уроках, то, соответственно, они также проявляют его к практико-ориентированным и исследовательским проектам, в которых они не только осваивают различные теоретические аспекты, но также получают навыки работы, например, с физическими приборами, учатся проведению экспериментов, анализу полученных данных.
Примером реализации такого рода проекта может являться групповой проект между учащимися естественно-научных и гуманитарных классов.
Поскольку в профильных классах дети более углубленно изучают определенные предметы, то в классах естественно-научного профиля одним из таких учебных предметов является физика, где наиболее подробно изучается тема, например, ультразвуковых колебаний.
Педагог, являющийся руководителем проекта, может организовать экскурсию в медицинский институт города, где ученики естественно-научного класса знакомятся с ультразвуковым оборудованием, различными видами ультразвуковых датчиков, режимами работы аппарата, а также выполняют ряд лабораторных исследований. К примеру, они могут измерить диаметр сонной артерии у своего коллеги по проекту, а также определить некоторые размерные параметры предметов, погруженных в жидкость.
В то же время учащиеся гуманитарного класса пробуют свои силы в журналистике: создают фотоматериалы, видеоконтент о проведении ультразвуковых исследованиях, берут интервью у преподавателей института, курирующих их работу, монтируют полученные материалы для публикации его в социальных сетях школы. Учащиеся гуманитарного класса практикуются в фото/видеосъемке, написании пресс- и пост-релизов, в правильном проведении интервью.
Итог совместного проекта может быть отправлен на региональные и всероссийские конкурсы, а результаты работы могут быть опубликованы в местных и региональных СМИ.
Таким образом реализация индивидуального проекта в групповом формате имеет множество положительных аспектов. Поскольку предложенный индивидуальный проект находится на стыке трех научных сфер – медиа, физики и медицины, то он может оказать эффективное влияние на учеников.
Во-первых, при выполнении такого проекта используется междисциплинарный подход, объединяющий под своим началом знания из различных областей, а также способствующий более глубокому изучению темы предмета, в данном случае физики.
Во-вторых, сама тема проекта является очень актуальной и востребованной в настоящее время. В российских вузах стали обучать по новым направлениям подготовки, например, по медицинской физике. На данной программе обучаются бакалавры, которые в дальнейшем смогут успешно работать в различных сферах деятельности таких как: медицинская физика, ядерная медицина, лучевая диагностика и терапия. Эта программа подготовки находится на пересечении нескольких наук и требует развития соответствующих знаний, умений и навыков от студентов, а значит и выпускников школ.
Соответственно, если ученики, обучаясь в школе, будут заинтересованы в изучении медицинской физики, и выполняя индивидуальный проект, они в этом убедятся, то есть вероятность, что они захотят поступить в университет по этому направлению. Поскольку университет в частности и страна в целом заинтересованы в высококвалифицированных специалистах, которые любят своё дело и стремятся достичь в нём наивысших результатов, правильная организация работы по индивидуальному может стать маленьким началом большой истории.
В-третьих, комбинирование добавление к естественным наукам гуманитарного подхода с использованием медиа способствует генерации новых идей и подходов, открывающих возможности для инноваций во всех трех сферах.
В-четвертых, учащиеся приобретают навыки, полезные для будущей профессиональной деятельности, такие как: критический анализ, работа с данными, осуществление правильной коммуникации с окружающими.
В-пятых, благодаря созданию медиа-продуктов в результате исследования, процесс погружение в тему ультразвуковых исследований становится более увлекательным и полезным. Впоследствии учащиеся могут включить выполненный проект в свое портфолио при поступлении в университет. Таким образом опыт участия в подобном проекте оказывается полезным для будущей профессиональной деятельности в области медиа, медицины и естественных наук.
В-шестых, работая над проектом, учащиеся используют настоящее оборудование, что способствует развитию ответственного отношения к выполняемому исследованию и своей роли в нем.
Последнее, но не менее важное преимущество такого проекта заключается в формировании у подростков необходимых навыков медиаграмотности. Поскольку в результате участия в подобного рода проекте расширяется кругозор учащихся, то школьники начинают всё больше различать правдивую и недостоверную информацию между собой.
Таким образом, индивидуальный проект, выполненный на стыке этих дисциплин, помогает учащимся не только получить новые знания, но и развить целый ряд важных навыков, необходимых для успешной реализации в будущей жизни.
Поэтому для подготовки детей будущей взрослой жизни, необходимо уже сейчас, начиная с самого малого возраста учить их правильно пользоваться различными инструментами медиа, фильтровать поступающие извне данные и вносить собственный вклад в развитие науки.
Как говорил Д. Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», чтобы такого не случилось с будущими поколениями, необходимо уже сейчас обращать внимание детей на важность учебы и важность мыслить самостоятельно, предлагать неординарные идеи для решения каких-либо задач и реализовать их.
Таким образом, организация группового проекта, включающая в себя практическую деятельность в сфере медиа, здравоохранении и физики, является небольшим, но важным шагом к осознанию учащимися важности задачи, поставленной перед ними старшим поколением, в содействии еще большему научному прорыву.
Библиографический список
1. Дзен : сайт. – URL: https://dzen.ru/a/XI8iLfvWDQC0z_JN (дата обращения: 01.06.2024)2. Интуит : сайт. – URL: https://intuit.ru/studies/courses/16685/1291/lecture/25033 (дата обращения: 02.06.2024)