Индекс УДК 37
Дата публикации: 29.09.2023

Участие в Олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» как способ повышения мотивации дошкольника для самообразования

Participation in the Olympics “Museums. Parks. Estates" as a way to increase the motivation of a preschooler for self-education

Гурьева Н.В.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы
«Школа No 429 «Соколиная гора»

Guryeva N.V.

State budgetary educational institution of Moscow
“School No. 429 “Falcon Mountain”
Аннотация: Развитие олимпиадного движения – это способ повышения мотивации дошкольника и младшего школьника для самообразования. Одним из наиболее интересных и многообещающих способов является организация экскурсий в музеи, парки и исторические усадьбы. Этот способ не просто расширяет кругозор детей, но и предоставляет им возможность воспринимать обучение как захватывающий и увлекательный процесс.

Abstract: The development of the Olympiad movement is a way to increase the motivation of a preschool children and a younger schoolchild for self-education. One of the most interesting and promising ways is to organize excursions to museums, parks and historical estates. This method not only expands the horizons of children, but also provides them with the opportunity to perceive learning as an exciting and exciting process.
Ключевые слова: олимпиадное движение, дошкольники, музеи, парки, усадьбы.

Keywords: olympiad movement, preschool children, museums, parks and memorial estate.


  В современном мире любая информация становится все более доступной, но в то же время вопросы качества образования и методов его преподавания становятся первоочередными. Особенно актуально дошкольное образование, которое является фундаментом для последующего гармоничного развития ребенка. Известно, что не всегда стандартные методы обучения и воспитания способны пробудить познавательный и исследовательский интерес у детей. Здесь на помощь приходят различные мотивационные методики и подходы, которые могут значительно повлиять на уровень познавательной активности детей. Основной момент заключается в том, как эффективно применять эти методики на разных этапах начального образования.

Дошкольный период – это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, действиями. Каждый дошкольник – это маленький исследователь. Каждый день огромный поток информации обрушивается на маленького человечка. На одни вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, а другие – остаются нерешенными. Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное, становится близким и понятным ранее непознанное.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно- исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности.

Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка, чем сведения, полученные репродуктивным путем.

Исследовательская активность – это естественное состояние ребенка, а умение и навыки, полученные в элементарных исследованиях, затем легко переносятся во все другие виды деятельности. В настоящее время в детском саду мною используются разнообразные формы образовательной работы с детьми, основой которых являются поиск, экспериментирование, опыты.

Цель данной статьи заключается в развитии олимпиадного движения как способ повышения мотивации дошкольника и младшего школьника для самообразования. Одним из наиболее интересных и многообещающих способов является организация экскурсий в музеи, парки и исторические усадьбы. Этот способ не просто расширяет кругозор детей, но и предоставляет им возможность воспринимать обучение как захватывающий и увлекательный процесс. Выбор мест для экскурсий может быть направлен на достижение конкретных образовательных целей, таких как изучение истории, искусства или живой природы.

На стадии дошкольного образования ожидается, что такие экскурсии будут способствовать развитию ряда ключевых компетенций:

  • Познавательная активность: Дети научатся задавать вопросы, искать ответы и делать выводы на основе наблюдений.
  • Социальные навыки: Взаимодействие с окружающими и участие в групповых дискуссиях помогут развить коммуникативные навыки.
  • Эмоциональное развитие: Посещение различных мест может вызвать широкий спектр эмоций и чувств, что полезно для эмоционального развития ребенка.

Экскурсии позволяют детям взаимодействовать в новых социальных условиях, что способствует развитию коммуникативных навыков и эмоциональной интеллигентности. Они учатся быть внимательными, слушать других и выражать свои мысли и чувства разными способами. Опыт, полученный на этапе дошкольного образования, может служить долгосрочной основой для дальнейшего саморазвития. Своевременное знакомство с различными областями знания повышает интерес детей к учебе и способствует раннему выбору профессии, что может стимулировать получение лучших результатов сначала в начальной, а затем и в средней школе.

При организации экскурсий важно учитывать возрастные особенности детей и цели образовательного процесса. Вот несколько рекомендаций:

  • Выбор места;

Выбирайте места, которые соответствуют уровню развития детей и способны привлечь их внимание. Это могут быть музеи, природные парки, исторические места и даже производственные мини-предприятия. Выбор зависит от основной задачи и интересов детей. Например, для стимулирования интереса к истории и культуре отлично подойдут экскурсии в Исторический музей или музей археологии, чтобы узнать, как устроено коммунальное хозяйство Москвы, как очищают питьевую воду или как работает система раздельного сбора мусора можно посетить музей городского хозяйства.

  • Подготовка мероприятия;

Перед экскурсией обсудите с детьми, что они могут увидеть и узнать, чтобы подготовить их к новому опыту. При необходимости могут проводиться предварительные занятия или мастер-классы в виде игровых или интерактивных упражнений, чтобы дети могли максимально эффективно использовать время экскурсии для образовательных целей.

  • Обсуждение;

После экскурсии подведите итог, задайте вопросы для обсуждения и позвольте детям высказаться и поделиться своими впечатлениями.

  • Интеграция в учебный план;

Попробуйте интегрировать экскурсии в текущий учебный план или разработать специализированные образовательные модули.

  • Междисциплинарный подход;

Используйте экскурсии для демонстрации связей между различными дисциплинами, такими как история, наука и искусство.

  • Оценка и обратная связь;

Сама экскурсия организуется так, чтобы дети могли не только смотреть, но и участвовать: задавать вопросы, проводить небольшие эксперименты или участвовать в интерактивных занятиях. После экскурсии очень важно собрать обратную связь. Это может быть как неформальное обсуждение впечатлений и новых знаний, так и более формализованная оценка через опросы или тесты.

  • Долгосрочная перспектива;

Что касается долгосрочной перспективы, то успешно реализованные мотивационные программы могут стать частью учебного плана и повторяться из года в год, адаптируясь и совершенствуясь. Они также могут служить основой для научных исследований и публикаций, распространяя успешный опыт на педагогическое сообщество.

В заключение хотелось бы привести примеры из личного опыта. В первый год участия в олимпиадном движении в 2020-2021 учебном году участвовали пятеро дошколят 5-6-летнего возраста. В следующем 2021-2022 учебном году количество участников увеличилось в три раза и 80% участников дошли до уровня победителей олимпиады. Детям было интересно узнавать новую информацию и делиться ею с друзьями во время экскурсии, между родителями и детьми устанавливались неформальные межличностные отношения, которые способствовали активному развитию коллектива.

Таким образом, правильно организованные и проведенные мотивационные программы могут иметь огромный позитивный эффект на образовательный процесс и долгосрочное развитие детей.

Библиографический список