Abstract: The work is concerned with the problem of designing a health-conditioning (fitness) training system for middle-aged people. The author's structural elements classification of a large cycle of the health-improving exercise system has been developed and proposed for use.
Keywords: classification of structural elements, health-conditioning (fitness) training, middle-aged people, design technology of health-improving training, health-improving training periodization.
Оздоровительно-кондиционная тренировка – это система физических упражнений, направленных на оздоровление и доведение фактического уровня физической кондиции занимающегося до должного (соответствующего возрастным и гендерных нормам) [2].
Технология педагогического проектирования занятий фитнесом с лицами зрелого возраста включает следующие этапы [1, 3].
1 этап технологии педагогического проектирования занятий фитнесом (диагностический) – комплексная социологическая, педагогическая и медико-биологическая диагностика, предваряющая собственно проектировочную деятельность. Набор входящих в неё операций и процедур позволяет определить уровень и характер мотивации к занятиям фитнесом, предпочтения в выборе фитнес-программ, оценить уровень физической кондиции (соматического здоровья, функционального состояния и физической подготовленности), выявить особенности телосложения и психоэмоционального состояния потенциальных занимающихся. Чем выше объективность данных, полученных в ходе диагностики, тем точнее исходные предпосылки проектирования различных составляющих программы занятий.
2 этап (предпроектировочный) – выработка стратегии занятий – определение ориентиров для выстраивания программы занятий фитнесом с выбранной категорией лиц зрелого возраста.
3 этап (собственно проектировочный) – выстраивание программы занятий фитнесом с избранной категорией лиц зрелого возраста. Сюда входит разработка проектов структуры и содержания типовых блоков (отдельных частей занятия) и целостных занятий фитнесом, микро-, мезо- и макроциклов оздоровительной (фитнес-) тренировки, включая описание комплекса средств, методов, методических приёмов, параметров нагрузки и отдыха, призванных обеспечить достижение планируемых результатов.
Проблема создания целостной структуры большого цикла оздоровительных занятий (макроцикла) заключается в том, что критерии классификации различных структурных элементов системы занятий должны взаимно дополнять друг друга на различных уровнях структуры, тем самым создавая целостную картину тренировочного процесса, позволяющую чётко и направленно применять и дозировать средства и методы физических воздействий.
Классификация структурных элементов позволяет педагогам по физической культуре (инструкторам, методистам, фитнес-тренерам) представить процесс оздоровительной тренировки как целостное явление и оптимально подбирать параметры нагрузки, типы используемых упражнений в соответствии с решаемыми задачами и индивидуальными особенностями состояния здоровья занимающихся (табл. 1).
Таблица 1
Классификация структурных элементов системы оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста
Основной критерий | Критерии планирования |
Макроцикл | |
По основной направленности (по цели):
— Оздоровительно-кондиционный; — Оздоровительно-реабилитационный; — Оздоровительно-спортивный |
По продолжительности:
— годовой; — полугодовой; — 3-4 месячный |
По общей стратегии:
— развивающий (с целью прогресса); — поддерживающий на заданном уровне |
|
Мезоцикл | |
В соответствии с задачами макроцикла:
— Кондиционный; — Спортивный; — Реабилитационный; — Подготовительный (вводный); — Восстановительный (заключительный); — Профилактический; — Общеоздоровительный |
По продолжительности:
— 2-х месячные; — 1-но месячные |
По интенсивности:
— повышенной интенсивности; — средней (умеренной) интенсивности; — пониженной интенсивности |
|
По преимущественной направленности:
— преимущественно аэробной направленности; — преимущественно силовой направленности; — без ведущей направленности |
|
По характеру динамики нагрузки, мезоциклы с:
— равномерной динамикой нагрузки; — «ступенчатой» динамикой нагрузки; — «волнообразной» динамикой нагрузки |
|
Микроциклы | |
По интенсивности нагрузки:
— Втягивающие (с умеренной интенсивностью); — Базовые (со средней интенсивностью); — Ударные (с повышенной интенсивностью); — Заключительные (с пониженной интенсивностью) |
В зависимости от объёма (количества занятий):
— с большим количеством занятий (4-6 в неделю); — со средним количеством занятий (3 в неделю) — с малым количеством занятий (1-2 в неделю) |
По продолжительности:
— 2-х недельные; — недельные; -1/2 недельные |
|
Отдельные занятия (и части занятия) | |
Базирующиеся на развитии основных физических качеств:
— Занятия преимущественно аэробной направленности; — Силовые тренировки; — Занятия, базирующиеся на развитии и проявлении координационных способностей; — Занятия на улучшение гибкости; — Комбинированные (комплексные) занятия, базирующиеся на развитии различных физических качеств и двигательных способностей |
По структуре:
— с одной основной частью; — с 2-я и более частями (блоками) занятия |
По содержанию направленные на:
— решение одной основной задачи; — 2-х и более различных задач |
|
По интенсивности:
— высокой интенсивности; — средней интенсивности; — малой (умеренной) интенсивности |
|
По продолжительности:
— повышенной продолжительности; — средней (стандартной) продолжительности; — малой продолжительности |
|
По уровню (технической) сложности:
— начального уровня; — среднего уровня; — продвинутого уровня |
|
По форме проведения:
— индивидуальные; — групповые |
|
В соответствии с задачами:
— общеоздоровительные; — реабилитационные; — рекреационные; — спортивные (в т.ч. игровые, танцевальные); — прикладные; — профилактические; — кондиционные (коррекция параметров тела) |
|
В соответствии с локализацией:
— на все основные мышечные группы; — на отдельные мышечные группы (части тела) |
|
Физические упражнения | |
По биомеханической структуре движений:
Односуставные: Сгибания / разгибания; Приведения / отведения Вращения наружу и внутрь Многосуставные: Жимы / тяги руками; Варианты подтягиваний Варианты отжиманий Варианты приседаний Варианты наклонов Жимы ногами; Становые тяги |
По направленности на развитие различных способностей:
— двигательных (в т.ч. эстетических); — интеллектуальных; — волевых способностей; — сенсорно-перцептивных |
По направленности на развитие физических способностей:
— силы и скоростно-силовых способностей; — общей и силовой выносливости; — двигательно-координационных способностей; — гибкости и подвижности отдельных звеньев |
|
По биомеханической структуре движений:
Основанные на различных видах двигательной активности: Беге; Ходьбе; Плавании; Ходьбе на лыжах; Восхождениях; Езде на велосипеде; Гребли; Движениях лыжника; Движениях конькобежца и т.д.
|
По преимущественному воздействию на:
— сердечно-сосудистую систему; — дыхательную систему; — мышечную систему; — опорно-двигательную систему |
В зависимости от использования средств нагрузки:
— тренажёров и технических приспособлений (тренажёры, «свободные» веса, амортизаторы и т.п.) — без использования технических средств (в естественных условиях, с весом собственного тела); — в усложнённых условиях (в сохранении равновесия, с преодолением внешних, природных факторов и т.п.) |
|
По содержанию:
— однопредметные; — комбинированные (состоящие из двух и более физических упражнений) |
|
В зависимости от режима выполнения:
— динамические; — статические; — в комбинированном режиме |
|
В зависимости от интенсивности выполнения:
— максимальной интенсивности; — высокой интенсивности; — средней интенсивности; — низкой интенсивности |
|
В зависимости от объёма нагрузки:
— с повышенным объёмом (продолжительностью); — со средним объёмом нагрузки; — с низким объёмом нагрузки |
|
В зависимости от режима выполнения:
— аэробные; — анаэробные; — аэробно-анаэробные |
|
По степени индивидуализации:
— стандартные; — индивидуально подобранные |
|
По методу выполнения упражнений:
— строго регламентированный (повторный, интервальный, круговой, равномерный, переменный); — игровой; — соревновательный |
В рамках данного этапа алгоритм построения общей структуры и содержания большого цикла (макроцикла) оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста представлен нами следующим образом:
Определение направленности и продолжительности по времени отдельных структурных элементов системы оздоровительных занятий. Данная стадия подразумевает определение общей стратегии построения большого цикла (макроцикла) оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста. Так же данная стадия определяет основу содержания системы занятий и строится, начиная от выбора направленности самого макроцикла с последующим подбором мезоциклов, микроциклов, отдельных оздоровительных занятий, их составных частей (блоков) и в завершении типов самих упражнений.
Второй подэтап подразумевает выбор средств педагогических воздействий, а так же характер физической нагрузки, методы и средства выполнения физических упражнений. В отличие от первой стадии методики построения макроцикла, которая определяет общую стратегию системы занятий, данный шаг позволяет индивидуализировать педагогические воздействия относительно состояния здоровья и частных задач конкретных занимающихся. Данная стадия педагогического проектирования так же строится, начиная с большого тренировочного цикла, последовательно переходя к более низшим структурным элементам.
4 этап (реализационный) – развёртывание (реализация) спроектированной программы занятий, в ходе которого происходит поступательное сближение реальных показателей психофизической кондиции занимающихся с их запланированными значениями.
5 этап (контрольно-корректировочный), в рамках которого производятся проверка и оценка эффективности спроектированной программы занятий в соответствии с заданными критериями. При необходимости вносятся коррективы в планы отдельных занятий, микро- и мезоциклов занятий фитнесом с целью обеспечения возможно более полного соответствия планируемых и реальных показателей. На данном этапе также возможно появление новых идей в области замысла (целевой ориентации), организации и содержания занятий фитнесом.
Библиографический список
1. Савин С.В. Концепция и технологии оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста: монография / С.В. Савин, О.Н. Степанова. – М.: УЦ Перспектива, 2020. – 264 с.2. Савин С.В. Теоретические основы оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста: учебное пособие / С.В. Савин, О.Н. Степанова. – Москва: РУДН, 2020. – 121 с.
3. Савин С.В. Педагогическое проектирование занятий фитнесом с лицами зрелого возраста: монография / С.В. Савин, О.Н. Степанова. – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 251 с.