Индекс УДК 796
Дата публикации: 28.03.2023

Технология проектирования и структурные элементы системы оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста

Design technology and structural elements of the health-conditioning (fitness) training system for middle-aged people

Савин Сергей Владимирович
к.п.н.
ФГАУ «ОК» Рублёво-Успенский» при Управлении Делами Президента Российской Федерации,
Московская область, Россия
Savin Sergey Vladimirovich
Ph.D.
FSAU "OK" Rublevo-Uspensky" at Administrative Department of the President of the Russian Federation,
Moscow Region, Russia

Аннотация: Работа посвящена проблеме проектирования системы оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста. Разработана и предложена к применению авторская классификация структурных элементов большого цикла системы оздоровительных занятий.

Abstract: The work is concerned with the problem of designing a health-conditioning (fitness) training system for middle-aged people. The author's structural elements classification of a large cycle of the health-improving exercise system has been developed and proposed for use.
Ключевые слова: классификация структурных элементов, оздоровительно-кондиционная (фитнес-) тренировка, лица зрелого возраста, технология проектирования, периодизация оздоровительной тренировки.

Keywords: classification of structural elements, health-conditioning (fitness) training, middle-aged people, design technology of health-improving training, health-improving training periodization.


Оздоровительно-кондиционная тренировка – это система физических упражнений, направленных на оздоровление и доведение фактического уровня физической кондиции занимающегося до должного (соответствующего возрастным и гендерных нормам) [2].

Технология педагогического проектирования занятий фитнесом с лицами зрелого возраста включает следующие этапы [1, 3].

1 этап технологии педагогического проектирования занятий фитнесом (диагностический) – комплексная социологическая, педагогическая и медико-биологическая диагностика, предваряющая собственно проектировочную деятельность. Набор входящих в неё операций и процедур позволяет определить уровень и характер мотивации к занятиям фитнесом, предпочтения в выборе фитнес-программ, оценить уровень физической кондиции (соматического здоровья, функционального состояния и физической подготовленности), выявить особенности телосложения и психоэмоционального состояния потенциальных занимающихся. Чем выше объективность данных, полученных в ходе диагностики, тем точнее исходные предпосылки проектирования различных составляющих программы занятий.

2 этап (предпроектировочный) – выработка стратегии занятий – определение ориентиров для выстраивания программы занятий фитнесом с выбранной категорией лиц зрелого возраста.

3 этап (собственно проектировочный) – выстраивание программы занятий фитнесом с избранной категорией лиц зрелого возраста. Сюда входит разработка проектов структуры и содержания типовых блоков (отдельных частей занятия) и целостных занятий фитнесом, микро-, мезо- и макроциклов оздоровительной (фитнес-) тренировки, включая описание комплекса средств, методов, методических приёмов, параметров нагрузки и отдыха, призванных обеспечить достижение планируемых результатов.

Проблема создания целостной структуры большого цикла оздоровительных занятий (макроцикла) заключается в том, что критерии классификации различных структурных элементов системы занятий должны взаимно дополнять друг друга на различных уровнях структуры, тем самым создавая целостную картину тренировочного процесса, позволяющую чётко и направленно применять и дозировать средства и методы физических воздействий.

Классификация структурных элементов позволяет педагогам по физической культуре (инструкторам, методистам, фитнес-тренерам) представить процесс оздоровительной тренировки как целостное явление и оптимально подбирать параметры нагрузки, типы используемых упражнений в соответствии с решаемыми задачами и индивидуальными особенностями состояния здоровья занимающихся (табл. 1).

Таблица 1

Классификация структурных элементов системы оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста

Основной критерий Критерии планирования
Макроцикл
По основной направленности (по цели):

— Оздоровительно-кондиционный;

— Оздоровительно-реабилитационный;

— Оздоровительно-спортивный

По продолжительности:

— годовой;

— полугодовой;

— 3-4 месячный

По общей стратегии:

— развивающий (с целью прогресса);

— поддерживающий на заданном уровне

Мезоцикл
В соответствии с задачами макроцикла:

— Кондиционный;

— Спортивный;

— Реабилитационный;

— Подготовительный (вводный);

— Восстановительный (заключительный);

— Профилактический;

— Общеоздоровительный

По продолжительности:

— 2-х месячные;

— 1-но месячные

По интенсивности:

— повышенной интенсивности;

— средней (умеренной) интенсивности;

— пониженной интенсивности

По преимущественной направленности:

— преимущественно аэробной направленности;

— преимущественно силовой направленности;

— без ведущей направленности

По характеру динамики нагрузки, мезоциклы с:

— равномерной динамикой нагрузки;

— «ступенчатой» динамикой нагрузки;

— «волнообразной» динамикой нагрузки

Микроциклы
По интенсивности нагрузки:

— Втягивающие (с умеренной интенсивностью);

— Базовые (со средней интенсивностью);

— Ударные (с повышенной интенсивностью);

— Заключительные (с пониженной интенсивностью)

В зависимости от объёма (количества занятий):

— с большим количеством занятий (4-6 в неделю);

— со средним количеством занятий (3 в неделю)

— с малым количеством занятий (1-2 в неделю)

По продолжительности:

— 2-х недельные;

— недельные;

-1/2 недельные

Отдельные занятия (и части занятия)
Базирующиеся на развитии основных физических качеств:

— Занятия преимущественно аэробной направленности;

— Силовые тренировки;

— Занятия, базирующиеся на развитии и проявлении координационных способностей;

— Занятия на улучшение гибкости;

— Комбинированные (комплексные) занятия, базирующиеся на развитии различных физических качеств и двигательных способностей

По структуре:

с одной основной частью;

— с 2-я и более частями (блоками) занятия

По содержанию направленные на:

— решение одной основной задачи;

— 2-х и более различных задач

По интенсивности:

— высокой интенсивности;

— средней интенсивности;

— малой (умеренной) интенсивности

По продолжительности:

— повышенной продолжительности;

— средней (стандартной) продолжительности;

— малой продолжительности

По уровню (технической) сложности:

начального уровня;

— среднего уровня;

— продвинутого уровня

По форме проведения:

— индивидуальные;

— групповые

В соответствии с задачами:

общеоздоровительные;

— реабилитационные;

— рекреационные;

— спортивные (в т.ч. игровые, танцевальные);

— прикладные;

— профилактические;

— кондиционные (коррекция параметров тела)

В соответствии с локализацией:

— на все основные мышечные группы;

— на отдельные мышечные группы (части тела)

Физические упражнения
По биомеханической структуре движений:

Односуставные:

Сгибания / разгибания;

Приведения / отведения

Вращения наружу и внутрь

Многосуставные:

Жимы / тяги руками;

Варианты подтягиваний

Варианты отжиманий

Варианты приседаний

Варианты наклонов

Жимы ногами;

Становые тяги

По направленности на развитие различных способностей:

— двигательных (в т.ч. эстетических);

— интеллектуальных;

— волевых способностей;

— сенсорно-перцептивных

По направленности на развитие физических способностей:

— силы и скоростно-силовых способностей;

— общей и силовой выносливости;

— двигательно-координационных способностей;

— гибкости и подвижности отдельных звеньев

По биомеханической структуре движений:

Основанные на различных видах двигательной активности:

Беге;

Ходьбе;

Плавании;

Ходьбе на лыжах;

Восхождениях;

Езде на велосипеде;

Гребли;

Движениях лыжника;

Движениях конькобежца и т.д.

 

По преимущественному воздействию на:

сердечно-сосудистую систему;

— дыхательную систему;

— мышечную систему;

— опорно-двигательную систему

В зависимости от использования средств нагрузки:

— тренажёров и технических приспособлений (тренажёры, «свободные» веса, амортизаторы и т.п.)

— без использования технических средств (в естественных условиях, с весом собственного тела);

— в усложнённых условиях (в сохранении равновесия, с преодолением внешних, природных факторов и т.п.)

По содержанию:

— однопредметные;

— комбинированные (состоящие из двух и более физических упражнений)

В зависимости от режима выполнения:

— динамические;

— статические;

— в комбинированном режиме

В зависимости от интенсивности выполнения:

максимальной интенсивности;

— высокой интенсивности;

— средней интенсивности;

— низкой интенсивности

В зависимости от объёма нагрузки:

— с повышенным объёмом (продолжительностью);

— со средним объёмом нагрузки;

— с низким объёмом нагрузки

В зависимости от режима выполнения:

— аэробные;

— анаэробные;

— аэробно-анаэробные

По степени индивидуализации:

— стандартные;

— индивидуально подобранные

По методу выполнения упражнений:

— строго регламентированный (повторный, интервальный, круговой, равномерный, переменный);

— игровой;

— соревновательный

В рамках данного этапа алгоритм построения общей структуры и содержания большого цикла (макроцикла) оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста представлен нами следующим образом:

Определение направленности и продолжительности по времени отдельных структурных элементов системы оздоровительных занятий. Данная стадия подразумевает определение общей стратегии построения большого цикла (макроцикла) оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста. Так же данная стадия определяет основу содержания системы занятий и строится, начиная от выбора направленности самого макроцикла с последующим подбором мезоциклов, микроциклов, отдельных оздоровительных занятий, их составных частей (блоков) и в завершении типов самих упражнений.

Второй подэтап подразумевает выбор средств педагогических воздействий, а так же характер физической нагрузки, методы и средства выполнения физических упражнений. В отличие от первой стадии методики построения макроцикла, которая определяет общую стратегию системы занятий, данный шаг позволяет индивидуализировать педагогические воздействия относительно состояния здоровья и частных задач конкретных занимающихся. Данная стадия педагогического проектирования так же строится, начиная с большого тренировочного цикла, последовательно переходя к более низшим структурным элементам.

4 этап (реализационный) – развёртывание (реализация) спроектированной программы занятий, в ходе которого происходит поступательное сближение реальных показателей психофизической кондиции занимающихся с их запланированными значениями.

5 этап (контрольно-корректировочный), в рамках которого производятся проверка и оценка эффективности спроектированной программы занятий в соответствии с заданными критериями. При необходимости вносятся коррективы в планы отдельных занятий, микро- и мезоциклов занятий фитнесом с целью обеспечения возможно более полного соответствия планируемых и реальных показателей. На данном этапе также возможно появление новых идей в области замысла (целевой ориентации), организации и содержания занятий фитнесом.

Библиографический список

1. Савин С.В. Концепция и технологии оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста: монография / С.В. Савин, О.Н. Степанова. – М.: УЦ Перспектива, 2020. – 264 с.
2. Савин С.В. Теоретические основы оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста: учебное пособие / С.В. Савин, О.Н. Степанова. – Москва: РУДН, 2020. – 121 с.
3. Савин С.В. Педагогическое проектирование занятий фитнесом с лицами зрелого возраста: монография / С.В. Савин, О.Н. Степанова. – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 251 с.