Abstract: The article describes the level of study of the characteristics of adolescence. The views of ancient Eastern thinkers, as well as carefully analyzed the opinions of a number of scientists in the West. Changes in the physiological processes of the destructive behavior of adolescents were taken as a basis.
Keywords: destructive, social development, teenage psychology, alcoholism, suicide, drug addiction, antisocial, antisocial, self-destructive.
В процессе эволюции формировались принятые в обществе стандарты и критерии поведения человека. Эти нормы и критерии необходимы не только для социальной стабильности, но и для психической устойчивости и развития индивидуума. Наши ученые издавна уделяли особое внимание вопросам формирования нравственного, духовного и культурного поведения в обществе. Также в статье рассмотрены взгляды родителей на проблему отношения ребенка к другому ребенку, особенно детей подросткового возраста, отношения которых составляют целую педагогическую и психологическую систему. В этот момент следует уточнить наличие негативных ситуаций в воспитании детей в семье, проблемы, связанные с психологией подростков. Актуальность этой проблемы изучалась психологическими теориями, включая психоанализ, бихевиоризм и гуманистическую психологии, и они сделали акцент на эмоциональном теплом отношении родителей, а также на факте что это источник развития ребенка. Рассмотрена природа деструктивного поведения у человека, что является одной из проблем, недостаточно изученных в психологии. Эта проблема была сформирована в середине 20 века.
Деструктивное поведение – это поведение, противоречащее принятым в обществе формам социального поведения, направлена на отрицание любых альтернативных мнений. Деструктивное поведение может вызывать не только определенные социальные проблемы в человеке, но и проблемы в его физическом здоровье. Деструктивное поведение проявляется в 2 основных видах: Делинквентный тип — направленность поведения против принятых в обществе социальных и правовых норм. (бытовые семейные споры, ДТП, хамство…)
Девиантный тип – это проявление поведения, противоречащего принятым в обществе моральным нормам. общества (алкоголизм, суицид, наркомания и др.), отсутствие привязанности. Хотя все проявления деструктивного поведения происходят как определенные защитные реакции человека, они могут быть связаны с нарушениями в нервной системе. Деструктивное поведение может быть вызвано негативными эмоциональными переживаниями в детстве, недостатком любви и ласки со стороны родителей в результате эмоциональной холодности по отношению к ребенку и генетические факторы.
Исследователь К. Е. Игошев говорил, что дети и подростки, особенно импульсивны и возбудимы. Импульсивное поведение представляет собой аффективное состояние, обусловленное прежде всего специфическими аффективными переживаниями (событиями с сильным психологическим влиянием). Это состояние характеризуется кратковременными и усиливающимися эмоциональными переживаниями.
Деструктивное поведение свойственно всем людям, но у некоторых людей это поведение настолько сильно, что определяет их положение и поведение в обществе. Венский психолог З. Фрейд и его ученики считают наиболее важным основанием для оценки подросткового возраста бессознательное желание определить свою положение, которое возникает как цель какого-то исходного влечения. Это желание должно быть в форме эгоизма, пренебрежения к другим людям, неспособностью примириться с окружающей средой, которое приводит к конфликтам.
По Фрейду, нельзя игнорировать разрушительную силу в человеке, которая может разрушить самого себя. Катарсис-выразительные действия, которые не связанные с деструктивной силой разрушительные действия могут быть заторможены. Э.В. Змановская выделяет 3 типа поведенческих отклонений: асоциальные (делинквентные), асоциальные (аморальные), аутодеструктивный (саморазрушающий). По Сидорову Н.Р. девиантное поведение определяется как устойчивое деструктивное поведение, направленное на регулярное нарушение межличностные отношения человека. Психолог А.И. Долгова, изучавшая ювенальную делинквентность, говорил о том, что перед совершением преступления поведение подростка претерпевает резкие отклонения от нормы.
Можно выделить два типа нормативных отклонений, характерных для подростков с девиантное поведением: буйные и эгоистичные подростки хотят показать себя сильными, отзывчивыми и готовыми помочь своим сверстники. В их характере присутствуют такие элементы, как эгоизм, тирания, вера в физическую силу, предпочтение отдается нетрадиционным группам. Отклонение от само разрушающих медицинских и психологических норм. К ней относятся поведение, угрожающие целостности и развитию личности: суицидальные поведение, пристрастие к еде, пристрастие к фармакологическим веществам, фанатическое пристрастие, стремление к опасным для жизни видам деятельности (экстремальные виды спорта).
По направлению деструктивности Э.В. Змановская вводит следующие
классификации: антисоциальный (активно деструктивный) просоциальный (относительно деструктивный, в некотором смысле антисоциальный, адаптированный к социальным нормам) асоциальный (пассивно-деструктивный) пассивный автодеструктивный саморазрушающийся (активный ауторазрушающий). Некоторые исследователи подчеркивают связь между деструктивностью и креативностью. Например, В.Н.Дружинин различает 2 вида деструктивности:
- Креативное поведение, создание новой среды.
- Деструктивное – дезадаптивное поведение, разрушающее окружающую среду творчества и деструктивности объединяет то, что человек отчуждается от природы и окружающего социальная среда.
Б. Карлоф подчеркивает, что в каждом творческом акте есть творческий элемент и различает два типа деструктивного поведения: адаптивный, творческий, связанный с имеющимися возможностями человек, созидательный — разрушительный.
Известный американский ученый Э. Фромм занимался проблемой деструктивного поведения. В его работах «Бегство от свободы», «Анатомия человеческой деструктивности» особое внимание уделялось социальной и культурные детерминантам этой проблемы. Польский психолог Ю. Козелецкий различает созидательную трансгрессию — творчество и деструктивная трансгрессия, направленная на утрату предыдущих.
По мнению российского психолога А.А. Реан: распад семейной структуры влияет на подростка не сам по себе, а в сочетании с другими факторами, в частности, уровнем общего и педагогическое воспитания родителей, семейного взаимодействия и коммуникации внутри семьи. [29.270 б]
По мнению Д. И. Фельдштейна, девиантные подростки социально вялые, агрессивные, любопытные, грубые, склонны к литью «слез», и многие из них лживы и безответственны. По исследованиям И.А. Семикашевой, участники такой группы имеют схожие с родителями характеристики и проявляют уважение не к отдельным людям, а к группе, к которой они принадлежат. Такие подростки не чувствуют ответственности за свои характер и могут вести себя как все на публике. Это вызвано также высокой требовательностью родителей к своему ребенку, их мечтами сделать из него «вундеркинда», человека, занимающего очень большие высоты. Скрывая чувство неприязни, подросток показывает свое неудовольствие, разочарование и духовное отчуждение от взрослых. Он начинает искать друзей на улице и часто присоединяется к группе пьющих и курящих вызывая чувство раскрепощения у подростка и борьбу за свою свободу и независимость. Он хочет, чтобы его освободили из-под контроля взрослых любым способом. Чем больше его контролируют, тем большей свободы он жаждет. Это связано с упрямством подростков. У психически здоровых подростков упрямство со временем проходит. Если взрослые требуют безоговорочное послушание, то подростки проявляют крайний характер. Самое тревожное заключается в том, что поведение подростков в таких случаях заканчивается бегством из дома и вызывая чувство отторжения, чувство отказа от участия в играх, еде, работе по дому, культурно-просветительных мероприятиях. В этой реальности родители ограничивают ребёнка от общения с некоторыми сверстниками. Для того, чтобы защитить своего ребенка от пьющих и курящих сверстников, родители вынуждены переводить ребёнка в другую школу и, в итоге, подросток обвиняет родителей в том, что они отделяют его от сверстников и жалуется на них. При анализе индивидуального поведения необходимо изучать нормы социального поведение. В психологии установка понимается как состояние психофизиологической готовности к воспринимать, оценивать и совершать определенные действия, относящиеся к личности. В проявлении деструктивного поведения, негативные установки формируются в результате негативных установок человека отношению к большинству окружающих. В исследованиях С.П. Иванов и В.В. Бойко выделяют следующие типы деструктивных устройств:
- Скрытая беспечность в мыслях и поступках по отношению к окружающим.
- Открытое высокомерие по отношению к другим.
- Негативное мнение о людях, его вызвавших, исходя из обстоятельств, возникших в определенных социальных ситуациях.
- Необоснованные обобщения о своих партнерах на основе негативных факторов.
- Наличие негативного опыта в процессе взаимоотношений с окружающими.
А. Клейберг и А. Эллис ввели понятие «иррациональных допущений» при формировании деструктивного поведения. Иррациональные предположения, по их мнению, возникают в результате нарушений в познавательной сфере человека.
Библиографический список
1. Исакова, М. Т. (2021). Problems Of The Relationship Of A Person's Attitude To Health With Its Individual And Dynamic Features. (7), 42-48.2. Tulkinovna, I. M. A. (2021). An Empirical Study Of The Relationship Of Individual With Dynamic Characteristics As A Value To Health. European Journal Of Research And Reflection InEducational Sciences, 9(5).
3. Isakova, M. T., & Israilzhonov, S. (2020). Theoretical Interpretation Of Some Considerations On Mental Health. In Психологическое Здоровье Населения Как Важный Фактор Обеспечения Процветания Общества (Pp. 25-28).
4. Isakova, M. T. (2020). Factors Influencing The Mental Health Of Person. In Психологическое Здоровье Населения Как Важный Фактор Обеспечения Процветания Общества (Pp. 10-13).
5. Isakova, M. T. (2021). Socio-Psychological Aspects Of A Person's Attitude To His Mental Health. Asian Journal Of Multidimensional Research, 10(4), 29-36.
6. Исакова, М. Т. (2019). Факторы Творческого Мышления Когнитивного Развития Дошкольников. In Психологическое Благополучие Современного Человека (Pp. 627-630).
7. Исакова, М. Т. (2021). Эмпирическое Исследование Взаимосвязи Отношения Личности К Здоровью С Индивидуально-Динамическими Характеристиками. П, 86, 544.
8. Isakova, M. (2020). Socio-Psychological Factors Are The Effect Ofperson’s Mental Health. European Journal Of Molecular & Clinical Medicine, 7(3), 4699-4718.
9. O.Parpiyeva, A.Ostonaqulov //Psychology of patients with oncological diseases// International Scientific Journal ISJ Theoretical & Applied Science 06 (74) 2019. Philadelphia, USA. 642-645 page.
10. Parpieva Odinakhon Rakhmanovna, Ostanaqulov Alijon Dadajon Ugli, //Modern Scientific Research In Oncological Diseases //The American Journal of Medical Sciences and Pharmaceutical Research, 3(03), (2021).117-121page
11. Parpieva Odinakhon Rakhmanovna, Ostanaqulov Alijon Dadajon Ugli, //Mental-emotional Disorders in Patients with Oncological Disiases// EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR). Volume: 7/ Issue: 4/ Aprel 2021. 232-235 page.
12. O.Parpiyeva, A.Ostonaqulov //Drugs to treat the psychological state of the patients and their methods// Международном научно-практическом журнале “Экономика и социум” Электронное научно-практическое издание. Выпуск №1 (56) – 2019. 93-97 стр
13. O.R.Parpiyeva, Ostanaqulov A.D //SCHIZOPHRENIA DISEASE// Международный научнопрактический журнал “Теория и практика современной науки” Выпуск №6 (48) – 2019. 18-21 стр
14. O.R.Parpiyeva, Ostanaqulov A.D //Thoughts that do not go away from the brain// Международный научно-практический журнал “Мировая наука” Международное научное издание. Выпуск № 6 (27) – 2019. 9-12 стр