Abstract: The study substantiates the methodology for teaching the deadlift. The technique is based on the formation of the correct image of the performed exercise, control of one's own feelings, the development of intermuscular coordination. Training according to the presented methodology contributes to the formation of students' skills for a healthy lifestyle and a conscious attitude towards their health.
Keywords: Powerlifting, deadlift, technique, intermuscular coordination, self-control of muscular sensations.
В результате освоения программ бакалавриата у выпускников вузов формируются универсальные компетенции самоорганизации и саморазвития (в том числе здоровьесбережения). Кафедрами, реализующими элективные дисциплины по физической культуре и спорту, обучающимся предлагается большое разнообразие видов спорта, оздоровительных систем с целью формирования способности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В своих работах мы исследуем возможности формирования самосохранительного поведения у студентов в процессе освоения элективного курса по физической культуре и спорту «Пауэрлифтинг». Курс «Пауэрлифтинг» направлен не только на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья молодежи и гармонизации их развития, но и на формирование навыков здорового образа жизни и сознательного отношения к своему здоровью, повышению самоконтроля во время занятий физической культурой и спортом.
Техника выполнения соревновательных упражнений пауэрлифтинга, формирование правильного образа движения – один из основных элементов обеспечения эффективности безопасности и положительного влияния нагрузки на здоровье занимающегося [2].
В практике тренировочных занятий по пауэрлифтингу вопросам контроля мышечной координации (чередование целесообразных мышечных напряжений и расслаблений) при выполнении соревновательных упражнений уделяется недостаточно внимания. На наш взгляд, использование сознательного самоконтроля за собственными ощущениями при выполнении силовых упражнений способствует не только эффективному освоению техники движения, но и позволяет снизить рисковые факторы, оказывающие отрицательное воздействие на здоровье занимающегося в целом (получение травм, растяжений, снижение уровня физической работоспособности организма).
Биомеханическая соразмерность двигательных действий и их динамическая точность, процессы координации движения при выполнении становой тяги – основные качественные элементы упражнения [1]. Акцентируется внимание на осознанном управлении движением, оптимальном межмышечном взаимодействии с целью координации двигательного действия, формирования правильной техники выполнения упражнения.
Мы предполагаем, что обучение технике выполнения соревновательных упражнений пауэрлифтинга (становая тяга), в основе которого заложено целенаправленное развитие способности к самоконтролю межмышечных ощущений и осознанному выполнению движения, способствует повышению эффективности при освоении техники упражнений пауэрлифтинга.
Выполняя становую тягу, обучающийся задействует практически все крупные группы мышц [4]. Этап обучения технике выполнения становой тяги, как правило, сопровождается координационной напряженностью (трудностью расслабления мышц после сокращения), излишним напряжением мелких групп мышц, непосредственно не участвующих в движении, что способствует формированию неправильной техники двигательного действия, возможному появлению негативных изменений функциональных систем организма занимающегося. Мы рекомендуем начинать обучение технике выполнения становой тяги с упражнений, близких по технической структуре, например, с выполнения тяги грифа с высоких подставок, или плинтов [3].
Нами разработана шкала оценки техники выполнения становой тяги, которая включает 3 фазы: исходное положение, выполнение движения и завершение), 7 основных элементов (контрольных точек: 1. Постановка стоп, 2. Положение спины в начале упражнения, 3. Положение головы, 4. Выполнение движения с полностью выпрямленной спиной, 5. Положение спины в финальной фазе, 6. Положение коленей, 7. Положение плеч), критерии контроля их выполнения правильного выполнения.
Как правило, выполнение контрольных точек (далее – КТ) 1,2,3 в исходном положении не требуют дополнительных общеразвивающих или специальных упражнений. Определенные технические трудности возникают при прохождении КТ 4,5,6,7. Выполнение «Тяга грифа с высоких подставок, или плинтов» на этапе начального обучения, стараясь осознанно выполняя выделенные КТ позволяет, сформировать правильный навык движения, избежать «заучивания» ошибок и эффективно освоить технику выполнения становой тяги. Одновременно с разучиванием «тяги грифа с высоких подставок, или плинтов», в практических занятиях мы использовали упражнения, помогающие правильному выполнению КТ: приседания-руки за головой с широкой постановкой ног, с опорой на носки, с опорой на пятки, носки врозь, прижимая затылок к рукам, «мертвая тяга» с отведением плеч назад-вперед с грифом, шраги с гантелями, тяга грифа к подбородку и др. [6].
Цель исследования: экспериментальное обоснование методики обучения технике становой тяги, основанной на стимулируемом развитии способности к осознанному управлению двигательным действием и самоконтролю мышечных ощущений при выполнении движения.
В педагогическом эксперименте участвовали студенты 2 курса Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЭГ – 9 чел., КГ – 9 чел.), занимающиеся по программе элективного курса по физической культуре и спорту «Пауэрлифтинг». Исследование включало три контрольных среза.
Первоначально было предложено студентам ЭГ и КГ выполнить становую тягу при помощи метода непосредственного показа и выделить основные контрольные точки. При этом большинство студентов правильно указали на такие основные элементы движения как КТ 1, 2, 3, 6. Был определен уровень технической подготовленности занимающихся (результат ЭГ – 3,8 ±0,44, результат КГ – 4,1±0,58, p>0,05). Освоение техники выполнения становой тяги начиналось с выполнения упражнения «тяга грифа с высоких подставок, или плинтов» в КГ и ЭГ, но отличалось методами обучения. В КГ использовался метод показа: демонстрация правильной техники выполнения упражнения методами непосредственной и опосредованной наглядности. Студенты ЭГ осваивали технику методом направленного прочувствования движения и вербального метода. Акцентировалось внимание на чувственном восприятии в момент выполнения упражнения и мысленном воспроизведении двигательного действия (при помощи словесной инструкции, осмысленном выполнении двигательного действия, формировании образа движения, учитывая выделенные контрольные элементы [5]).
После завершения первого тренировочного цикла (16 занятий) студентам ЭГ и КГ вновь было предложено вновь выполнить становую тягу. В результате были выявлены достоверные изменения в освоении техники выполнения движения, приближение количества определенных студентами контрольных точек к выделенным нами (p< 0,05). Студенты ЭГ показали выше результаты (6,2±0,26 баллов), чем студенты КГ (5,5±0,45). Тем не менее, при переносе двигательного навыка с упражнения «тяга грифа с высоких подставок, или плинтов» на соревновательное упражнение «становая тяга» было осложнено освоение КТ 4,6,7. На наш взгляд, это объясняется индивидуальными особенностями овладения двигательным действием, низким уровнем развития межмышечной координацией и осознанного выполнения упражнения.
Для устранения технических ошибок, возникающих при выполнении КТ 4, 6 и 7 студентам ЭГ были предложены силовые упражнения, способствующие стимулируемому развитию способности к осознанному выполнению движения и самоконтролю мышечных ощущений (в и.п. — осознанное напряжение и расслабление мышц спины и брюшного пресса, с отведением плеч назад/вперед, приседание с отягощением стоя на подставках или плинтах; выполнение движения с полностью выпрямленной спиной – тяги в силовой раме, упражнения с гимнастической палкой и бодибаром; финальная фаза – Тяга вертикального блока к груди, тяга грифа/гантели к подбородку, гиперэкстензии и др.).
После завершения второго тренировочного цикла (16 занятий) были выявлены достоверные изменения в технической подготовленности и приближение к выполнению всех основных элементов становой тяги в ЭГ (ЭГ — 7,5±0,23, КГ — 6,4±0,38; р< 0,05). Важно, что студенты ЭГ смогли выделить такие структурные элементы становой тяги как Выполнение движения с полностью выпрямленной спиной (КТ 4), положение коленей и плеч (КТ 6,7), чего не наблюдалось в КГ.
Таким образом, исследование показало, что обучение двигательному действию, в основе которого заложено целенаправленное развитие способности к самоконтролю при выполнении упражнения, осознанному выполнению движения, позволяет занимающимся освоить технику выполнения соревновательного упражнения более эффективно. В дальнейшем это способствует предотвращению негативного влияния на здоровье студентов, повышению уровня физической работоспособности организма, успешной реализации в профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 278 с.2. Карпеев А. Г. Критерии оценки двигательной координации спортивных действий // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 312. С. 169–173.
3. Любимова А.С. Силовое троеборье, атлетическая гимнастика в учебно-тренировочном процессе вуза / А.С. Любимова, М.М. Хаин. – Кунгур: Кургурская типография, 2013. – 175 с.
4. Орехов Л. И., Авсиевич В. Н. Методика развития силы ног у юношей, занимающихся пауэрлифтингом // Культура физическая и здоровье. 2012. № 5. С. 20–22.
5. Тихонов А. М. Модернизация процесса профессионального образования по физической культуре: монография / А.М. Тихонов. – Пермь, 2007. – 364 с.
6. Шейко Б.И. Специальные упражнения в пауэрлифтинге / Б.И. Шейко, П.С. Горулев, Э.Р. Румянцева, Р.А. Цедов. – М.: Медиа групп «Актиформула», 2013. – 560 с.