Индекс УДК 376.1
Дата публикации: 28.11.2022

Использование приёмов изобразительной деятельности в коррекции смешанных форм дисграфии

The use of techniques of visual activity in the correction of mixed forms of dystrophy Analysis of current career guidance practices for schoolchildren

Владимирова Елена Владимировна
Байгулова Наталия Васильевна

1. Магистрант ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», Томск
2. К. пед. н., доцент ВАК, доцент кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», Томск

Vladimirova Elena Vladimirovna
Baigulova Natalia Vasilyevna

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk
Аннотация: В статье собран и обобщен опыт использования методов и приемов применения средств изобразительной деятельности для коррекции оптической дисграфии. Упражнения, приёмы, коррекционно-развивающие игры с учетом возраста, интересов, вкусов и других особенностей целевой группы. Они рассчитаны на работу в обычном режиме с допустимыми возрастными ограничениями и с учетом рекомендаций ГПМПК.

Abstract: The article collects and summarizes the experience of using methods and techniques of using means of visual activity for the correction of optical dysgraphy. Exercises, techniques, correctional and developmental games taking into account the age, interests, tastes and other characteristics of the target group. They are designed to work normally with acceptable age restrictions and taking into account the recommendations of the psychological, medical and pedagogical commission.
Ключевые слова: смешанные формы дисграфии, изобразительная деятельность, коррекционная логопедическая работа, техники, приемы, графомоторные навыки.

Keywords: Mixed forms of dysgraphy, visual activity, correctional speech therapy work, techniques, techniques, graphomotor skills.


В настоящее время в Российской Федерации реализуется Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), который предъявляет ряд требований к качеству обучения школьников. Согласно этому стандарту, за время обучения в начальной школе обучающийся должен овладеть правильной речью в устной и письменной форме, в объёме, достаточном для усвоения школьной программы в среднем и старшем звене.  От этого в дальнейшем будет зависеть успешность его обучения. Однако, согласно данным Росстата, нарушения письма являются наиболее распространённой формой речевой патологии учащихся начальных классов общеобразовательных организаций, и число обучающихся, не усваивающих программу начальной школы, постоянно растет. Так как письмо является одним из основных средств обучения, то без устранения данной проблемы овладение школьной программой, даже на базовом уровне, будет значительно затруднено.

Ежегодное увеличение детей с нарушением письменной речи ведёт к необходимости поиска новых методов и приёмов работы. Всё больше учителей-логопедов признают несомненный эффект изобразительной деятельности при коррекции смешанных форм дисграфии. Вместе с тем, влияние изобразительных средств на развитие у младших школьников навыка письма раскрыто недостаточно. В общеобразовательной школе, при работе с такими обучающимися, уделяется незначительное внимание изобразительной деятельности, как важному средству коррекции.   Коррекционный потенциал изобразительной деятельности остаётся не полностью реализованным, а проблема разработки направлений, содержания и приёмов работы по развитию неречевых предпосылок навыка письма с использованием изобразительных средств у младших школьников с нарушениями письма до настоящего времени принципиально не ставилась. Коррекция речевых нарушений посредством изобразительной деятельности приобретает дополнительный аспект актуальности, так как помогает любой традиционной методике стать более интересной, увлекательной, доступной для ребёнка, соответственно, более продуктивной и результативной.

Использование приёмов изобразительной деятельности в коррекционной логопедической работе так же способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым в комфортной для него среде, стабилизируют эмоциональное состояние и развивают креативность.

Техники и приемы изобразительной деятельности должны подбираться по принципу простоты и эффектности с учетом интеллектуальных особенностей обучающихся, уровня сформированности речи, возрастных норм формирования психических процессов, Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны и приятны ребенку. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка.

Система коррекционной работы с использованием изобразительной деятельности предполагает самые разнообразные виды творческой работы: рисование, пальцевая живопись, пластилинография, цветотерапия, конструирование, песочная терапия, кляксография, ниткография и др.

В раках коррекционно-логопедической работы разработана система занятий.

Конспект занятия.

Тема занятия: «Дифференциация букв и — ш»

Форма проведения: индивидуальная

Класс: 2

Цель урока: научить дифференцировать сходные по начертанию буквы и — ш на письме.

Задачи:

— уточнить написание прописных букв и и  ш, выявить сходства и отличия;

— закреплять правильное написание букв и и ш изолированно и в слогах;

— формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование: цветные кружки-символы; карточки с изображениями элементов букв и – ш; образцы написания букв; пластилин; индивидуальный лист с заданиями; предметные картинки; воздушный шарик.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой.

Сообщение темы занятия.

 Формулируем тему занятия.  Соотнесение буквы со звуком и символом.

— Здравствуй, Миша! Сегодня на занятии мы научимся не путать на письме похожие буквы. Если ты правильно выполнишь задание, то узнаешь, какие это буквы.

— Назови своё имя. Выложи его на парте, используя символы. А теперь замени кружки буквами. Молодец!

— Какая буква находится слева? Справа? Посмотри на буквы в середине, назови их. Именно их мы будем сегодня сравнивать.

— Посмотри на картинки. Какие буквы в них спрятались?

  1. Основная часть занятия.

Развитие зрительного гнозиса. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения на письме.

— Рассмотри внимательно образы букв, сравни их написание, найди схожие черты (состоят из одинаковых элементов) и различия (число элементов разное)

Ученик формулирует вывод. В букве Ш три вертикальные наклонные линии,

а в букве И – две.

Учитель-логопед вместе с учеником делает вывод о том, что такое обозначение появилось не случайно, а по количеству одинаковых в буквах элементов – наклонных линий.

Вывод: буква и — красная двойка (2), буква ш — синяя тройка (3).

Задание 1. Дифференциация на буквенном уровне. Соотнесение буквы со звуком и символом.

Учитель-логопед предлагает ученику карточку, в которой необходимо самостоятельно заменить зашифрованные буквы. Задание выполняется сначала устно, ученик обосновывает свой выбор.

Затем, учитель-логопед предлагает выполнить задание письменно, в тетради.

— Запиши буквы по элементам, назови их количественный и качественный состав.

(Ученик записывает буквы и называет количество элементов, определяет расположение всех элементов в пространстве).

 После выполнения упражнения осуществляется проверка.

Задание 2. Дифференциация на уровне слога.

— Попробуй прочесть слоги на карточке со схематичным изображением слогов.
— Назови, пожалуйста, только те слоги, в которых есть буква Ш, только те слоги, в которых есть буква И, те слоги в которых есть обе буквы.

(ит, шу, им, ши, ис, ош, ги, ил, зи, юш, шо, шу, иб, ич)

Задание 3. Применение приёмов изобразительной деятельности.

— Давай раскрасим буквы пластилинои. Как мы говорили к начале нашего занятия, Ш — «синяя тройка», раскрасим ее синим пластилином (в технике прямой пластилинографии), И — «красная двойка», значит раскрасим её красным (в технике мозаичной пластилинографии)

Результат:

Задание 4. Упражнение «Колечко»

Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца, и в обратном порядке от мизинца к указательному.

Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе, с закрытыми глазами.

            III. Итог занятия.

– Что тебе понравилось на занятии?

– Что вызвало затруднения?

— Миша, большое спасибо тебе за работу на занятии. Ты — молодец!

Сегодня ты учился различать заглавные и строчные буквы и-ш.

Сегодня мы с тобой ещё на один шаг стали ближе к нашей цели – правильному произношению, красивой речи, грамотному, каллиграфическому письму. Будем стараться не допускать ошибок и не путать буквы. (Поощрение – воздушный шарик).

В своей деятельности мы так же используем рисование, которое является важным приёмом коррекции оптической дисграфии. Дети учатся регулировать свои движение в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, подвижность пальцев, равномерность и свобода осевых движений кисти руки. Так же дети учатся держать линию, ограничивать движения, что необходимо при написании букв и слов. Рисование способствуют развитию графомоторных навыков, лежащих в основе успешного овладения навыком письма. Однако, письмо в большей степени, чем рисование, требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек.

  1. Шаблонное рисование развивает двигательные ощущения и способность ограничивать движения

Задание: Посмотри на фигуры, которые здесь нарисованы. Нарисуй и закрась такие же фигуры ниже, соблюдая правильные размеры.

  1. Симметричное рисование знакомит ребенка с таким понятием, как «ось симметрии» и объяснить, что значит «отобразить зеркально

Задание: Посмотри на фигуры, которые здесь нарисованы. Нарисуй и закрась такие же фигуры ниже, соблюдая правильные размеры.

  1. Симметричное рисование знакомит ребенка с таким понятием, как «ось симметрии» и объяснить, что значит «отобразить зеркально». 

 

Задание 1: Дорисуй вторую (правую) половинку без клеточек

 

Задание 2: Нарисуй вторую (правую) половинку по клеточкам.

Задание 3:  Дорисуй элементы рисунка в рабочей строке

Особенность рисования заключается и в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его свойств. Правильные технические навыки и умения, формируются не сразу, а постепенно, от занятия к занятию.

Возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет детям удовольствие, способствует развитию эмоционально-чувственного восприятия и самовыражения, тем самым снижает тревожность и гармонизирует их психологическое состояние.

Библиографический список

1. Безруких, М. М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму/ М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – Москва : Айсберг, 1991. – 106с.
2. Желтовская, Л. Я. Дидактический материал к урокам чистописания : Пособие для учащихся начальной школы. 2-е изд. / Л. Я. Желтовская, E. H Соколова. – Москва : Просвещение, 1989. – 48 с.
3. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. / М. Зейц. – Москва : ИНТ, 2010. – 94 с.
4. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. – Москва : Издательство Московского психолого- социального института, 2000. – 299 с.