Индекс УДК 37
Дата публикации: 27.01.2022

Отличия и сходства российского и английского семейного воспитания

Differences and similarities between russian and english family education

Сергушова Н.Д., Пустохайлова А.А.
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
Россия, Астрахань

Sergushova N.D., Pustokhailova A.A.
Astrakhan state university
Astrakhan, Russia
Аннотация: На формирование традиций влияют многие факторы: исторические, территориальные, экономические, политические и социальные. Все эти сферы не могли не затронуть такой общественный институт, как семья. В связи с этим в каждой стране появились особенные традиции в воспитании. В этой статье рассматриваются некоторые особенности семейного воспитания двух европейских стран.

Abstract: There are a lot of factors which influence the formation of traditions: historical, territorial, economic, political, and social factors. The family, one of the social institutions, is affected by all these factors. In this connection, all countries have special educational traditions. This article talks about some of the features of family education in two European countries.
Ключевые слова: традиции, воспитание, семья, родители, дети, Россия, Англия.

Keywords: traditions, education, family, parents, children, Russia, England.


Английское  воспитание значительно отличается от российской системы. Для всех нас  традиционным является трепетное отношение к семье. Но парадокс заключается в том, что англичане любят быть детьми, но не спешат создавать свои собственные семьи.

Мода на поздние браки и позднее рождение детей имеет свои корни в Англии. Здесь считается, что сначала люди должны обзавестись всем необходимым: собственным домом, хорошей  работой  с достойной зарплатой, и меть  устойчивое социальное положение. Все это создает благоприятную обстановку для создания семьи. [ 4, c. 178]

В российских семьях после рождения ребенка всё их внимание сосредотачивается на нем. А в Англии рождение ребенка не изменяет отношение между супругами. На первом месте мамы-англичанки остается она сама и ее муж, и лишь потом следует ребенок. [ 1, c. 204]

Традиционно российская мама посвящает всю себя своему ребенку. В то время как англичанки предпочитают не тратить много сил на воспитание своего чада и стараются найти возможность нанять няню и горничную. Поэтому они не сидят долго в декретном отпуске и как можно раньше стараются вернуться на работу.

Английские родители рассчитывают только на себя, так как для их страны не характерно прибегать к помощи бабушек и дедушек.  В России напротив старшее поколение принимает активное участие в воспитание детей. [ 1, c. 232]

В России  главным агентом социализации для ребенка младшего возраста является его семья. Скорее всего, это происходит из-за менталитета российского народа. Веками складывались семейные традиции,  и даже в нашем современном мире многие российские мамы достаточно суеверны. Они не показывают новорожденного посторонним людям  до тех пор, пока малышу не исполнится шесть недель. [ 3, c. 65]

В Великобритании социализация ребенка происходит по-другому. С самого раннего возраста детей берут в общество: в гости, в общественные места и на различные мероприятия. [4, c 178] Правительство Англии заботится о семьях и тут все приспособлено для детей: везде есть съезды для колясок, каждый магазин имеет комнату для кормления малышей, рестораны и кафе предлагаю детские стульчики и меню. Никто не обращает внимания на то, что малыш ведет себя громко. Здесь не принято делать замечания чужим детям. [ 1, c. 250 ]

Английскую семью отличить от другой достаточно легко, их дети воспитываются в строгости и не поощряется балование детей.

Интересным фактом является что воспитание детей в Англии построено на следующем принципе: все сосредоточено на ребёнке, на его личности и его интересах. Самым важным является душевный комфорт малыша. Это значительно повышает самооценку и способствует развитию уверенности в себе.

Именно поэтому в дошкольных учреждениях Англии всегда есть ставка психолога, который организует систематическую работу с детьми. Дети с детства учатся выражать свои эмоции, решать проблемы и преодолевать различные трудности.

В то время как в России в некоторых семьях до сих пор воспитание не нацелено именно на личность ребёнка. Некоторые родители свои не достигнутые цели пытаются реализовать через воспитания своего малыша. В российский дошкольных учреждениях ставка психолога только начинает вводиться, но этот феномен не затрагивает все города. Необходимо отметить, что Россия находится на пути к данному подходу воспитании детей.

Стоит отметить, что в Англии «отсутствие наказаний — залог счастливого детства». В большинстве случаев мамы сдержаны и доброжелательны со своими детьми. В Великобритании не принято повышать голос на своего ребёнка в общественном месте, А так же родители несут уголовную ответственность за телесные наказания. Более того в Англии нельзя делать замечания чужим детям. Английские психологи заявляют, что это ущемляет самолюбие формирующейся личности и может привести к неуверенности в себе и появлению комплексов.

Напротив, в некоторых российских семьях родители продолжают использовать наказания. Так же посторонние люди могут сделать замечание чужим детям, например, в транспорте, на детских площадках или в развлекательных центрах.

Но в последнее время российские  родители меняют методику воспитания, все больше уделяя внимание психологическому состоянию детей.

Есть и сходства в воспитании. В обеих странах родители стараются с раннего возраста развивать своих  детей, отдавая их в различные кружки, секции и в школы раннего  развития. А многие английские мамы все чаще пытаются открыть свои собственные школы дополнительного образования. [4, c 179]

Родители пытаются укрепить здоровье своих малышей. Они положительно относятся к закаливанию, следят за распорядком дня и приобщают детей к спорту.

С определенного возраста детей приучают к самостоятельности. Они начинают выходить на прогулки вблизи домов без родителей. В Великобритании есть даже парки, в которых могут гулять только дети. Это способствует развитию ответственности ребенка за свои поступки и жизнь. Мамы не боятся за своих детей, потому что Англия является страной с самым низким уровнем опасности для жизни ребенка. [ 1, c. 276]

Хочется выделить такую традицию, как чтение книг на ночь. Самым популярным жанром для детей являются сказки. В разных странах они  вобрали в себя характерные традиции и обычаи, и с помощью них родители знакомят детей со своей страной. [ 2, c. 135]

Для каждой страны характерны свои традиции в воспитании. Все они достаточно специфичны и своеобразны, именно поэтому семейное воспитание  в каждой стране имеет свои особенности.

 

Библиографический список

1. Корни дуба. Впечатления и размышления об Англии и англичанах / авт. –сост. В.С. Овчинников – Москва: «Издательство АСТ», 2014. -322 с.
2. Ребенок и уход за ним / авт. –сост. Б. Спок – Московская область, Долгопрудный: «Попурри», 2014. – 448 с.
3. Русский дом : книга о том, как семью заводить и детей растить / авт.-сост. К. Е. Корепова. - Нижний Новгород : Нижний Новгород, 1993. - 224 с.
4. Уникальность воспитания детей в Англии / авт.-сост. К. С. Соколова, С. В. Сырескина – Казань: Журнал «Молодой ученый» - 2017. - № 41(175) с. 178-179.