Индекс УДК 519.9
Дата публикации: 27.01.2022

Связь уровня эмпатии и коммуникативных способностей у студентов-психологов

The relationship between the level of empathy and the communication abilities of psychology students

Пчелкина Е.П., Дорохина О.С.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Кафедра общей и клинической психологии

Pchelkina E.P., Dorokhina O.S.
Belgorod National Research University, Belgorod, Russia
Аннотация: В данной статье представлены результаты исследования связи уровня эмпатии и коммуникативных способностей у студентов-психологов. Была обнаружена положительная взаимная зависимость уровня развития эмпатии в межличностных отношениях и способности судить о других по поступкам, а не личным впечатлениям. Это позволило обосновать задачи развивающей программы повышения уровня коммуникативной компетентности у студентов-психологов.

Abstract: This article presents the results of a study of the relationship between the level of empathy and communicative abilities in psychology students. A positive mutual dependence of the level of empathy development in interpersonal relationships and the ability to judge others by actions rather than personal impressions was found. This makes it possible to substantiate the tasks of the developing program for improving the level of communicative competence of psychology students.
Ключевые слова: эмпатия; коммуникация; коммуникативные способности; студенты-психологи.

Keywords: empathy; communication; communication skills; psychology students.


Для студента-психолога важно обладать высоким уровнем эмпатии и коммуникативных способностей. Это обусловлено тем, что такие компетенции являются профессионально-важными качествами специалиста-психолога. Профессионал этой сферы должен уметь находить общий контакт с разными людьми и уметь помочь им в решении своих проблем.

Коммуникация также играет большую роль в обществе. Главная задача коммуникации – установить и развить контакты между разными индивидами в ходе совместной деятельности. Для эффективности коммуникации важно достигнуть взаимопонимания между партнерами. Это проявляется как в эмоциональной и личностной открытости, так и в искренности выражений чувств. Л.А. Михайлов утверждает, что коммуникативные способности определяются как способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности [См.: 22].

Исследованием коммуникативной компетентности и путей ее формирования занимались такие ученные, как: Г.С. Васильев, А.Ш. Гусейнов, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Е.В. Залюбовская, А.Г. Ковалев, Л.И. Новикова, Л.А. Петровская, Е.В. Руденский, Т.Ю. Савельева и др. [См.: 16-18].

Вопросами развития и структуры коммуникативных способностей занимались О.Б. Асриян, Э.А. Голубева, Т.В. Капустина, А.А. Леонтьев, Л.А. Михайлов, К.К. Платонов [См.: 2; 13; См.: 16-18].

Коммуникация – одна из ведущих потребностей человека как общественного существа. Она является необходимым условием для социализации, а также играет важную роль в формировании социально одобряемого поведения.

Г.Г. Петрова отмечает, что качественная коммуникация как бы стремится к достижению взаимопонимания. Автор отмечает, что проблема условий эффективности межличностной коммуникации вызывает все больший интерес исследователей, ее решение имеет практическую значимость для жизнедеятельности человека [19]. Добавим, что эмпатия выступает в качестве механизма взаимопонимания в коммуникации, является фундаментом для понимания другого человека.

Как указывает Ю.В Уткина, эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. В свою очередь общение является той базовой социально-психологической средой, в которой эмпатия зарождается, развивается и проявляется. Эмпатия выступает как свойство личности во взаимосвязи с общением. Она составляет ядро коммуникации. А в коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений и делает поведение человека социально обусловленным [25].

Согласно мнению Ю.С. Зайцевой, эмпатия выступает как эффективный инструмент для раскрытия внутреннего смысла нравственных отношений, где формируется система ценностей, а та в свою очередь определяет поведение личности по отношению к другому человеку [8]. Эмпатия косвенно увязывается автором с высшими образованиями личности – ценностями, а также с реализацией их в поведении, выступая как связующее звено между ними.

Наблюдением и изучением феномена эмпатии занимались многие ученные разных отраслей [1; 3-5; 7; 9; 10; 12; 14; 20; 21; 24]. Первое научное понятие «эмпатия» было упомянуто в начале ХХ в. такими ученными, как Э. Титченер и Т. Липпс.

В своих работах В.И. Грачев делает вывод о том, что уровень эмпатии связан с особенностями коммуникативной сферы студентов-психологов, а именно: чем выше уровни сопереживания и эмоционального отклика, тем ярче у студентов проявляются способности вести беседу, используя вербальные и невербальные средства общения в дружеской форме; способность сострадать собеседнику помогает психологу при общении с ним; способность поддерживать эмоциональный контакт со своим собеседником связана с возможностями реагировать на его эмоциональное состояние, но при этом сомневаться во всем [6].

Для подтверждения гипотезы о связи уровня эмпатии и коммуникативных способностей у студентов-психологов было проведено исследование с участием 40 студентов (34 девушек и 6 юношей) 3 курса факультета психологии Педагогического института «НИУ БелГУ» в возрасте от 19 до 24 лет.

Для получения конкретных результатов исследования был выбран комплекс методик. Сразу же укажем полученные результаты описательной статистики по каждой из них.

  • Для выявления уровня эмпатических тенденций использовалась «Шкала эмоционального отклика» (А. Мехрабиана и Н. Эпштайна). Опросник позволил диагностировать особенности способности к эмпатии как личностной черты.

После проведенного исследования были получены следующие результаты. У 75% (30 чел.) выражен нормальный уровень эмпатии. Это означает, что студенты с таким уровнем эмпатии хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, но при этом часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми. Такие респонденты более склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям.

У 15% (6 чел.) испытуемых выражен очень высокий уровень эмпатии. Это может говорить о том, что респонденты более ориентированы на моральные оценки, чтобы оказывать деятельную помощь окружающим. В реальных поступках они, скорее всего, проявляют альтруизм, демонстрируют аффилиативное поведение, т.е. делают все возможное, чтобы поддерживать и укреплять дружеские отношения.

Как видно, остальные 10% (4 чел.) респондентов проявляют низкий уровень эмпатии и мало понимающее другого человека поведение, они более ориентированы на себя, жестки и ригидны в своих привычных формах реагирования на те или иные коммуникативные ситуации и не чутки к состоянию другого.

Для студентов-психологов полученные результаты достаточно высокого общего уровня эмпатии являются понятными и объясняются особенностями профессионального интереса, который неявно выступает в качестве признака для отбора особого типа личностей на факультете психологии – можно сказать, имеющих более выраженную эмпатию. Как увидим дальше, в отношении коммуникативных способностей тенденция к высокому уровню их проявлений у студентов-психологов является неочевидной.

  • Для исследования эмпатии, как способности к сопереживанию, умения понимать и воспроизводить эмоциональные состояния разных людей использовался опросник «Уровень сопереживания» (разработанный Симоном Бароном Коэном и Салли Уилрайт).

В результате полученных данных можно наблюдать, что у 65% (26 чел.) опрошенных уровень сопереживания средний. То есть, респонденты хорошо ладят с людьми, умеют не только заботиться о других, но и понимают их.

В числе респондентов нет людей, которые имеют развитое болезненное сопереживание и наоборот. Это говорит о том, что в целом студенты-психологи открыты к взаимодействию с другими людьми. Они готовы помогать, первыми идти на контакт, проявлять интерес к разным людям. Для будущих психологов это вполне объяснимо.

  • С помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири были диагностированы следующие типы отношений к людям: авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический.

По результатам полученных данных, у респондентов было выявлено три ярких типа отношений к людям среди восьми их разновидностей.

У 23% (10 чел.) опрощенных преобладает альтруистический тип отношений. Это характеризуется ответственностью по отношению к другим людям, деликатностью, мягкостью, добротой. Такие люди умеют подбирать нужные слава, чтобы успокоить окружающих.

У 18% (8 чел.) – подчиняемый и агрессивный тип отношений.

Также у 14% (6 чел.) респондентов преобладает дружелюбный тип отношений. Такие молодые люди спокойно идут на сотрудничество с окружающими людьми. Обладают гибкостью, стремятся помогать другим, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях. У 14% (6 чел.) опрощенных – авторитарный тип.

Остальные типы отношений представлены в следующем соотношении: подозрительный – 9% (4 чел.). Такие студенты очень подозрительны, обидчивы, злопамятные, склонны жаловаться и сомневаться во всем. 2% (1 чел.) характеризуются эгоистичным и зависимым типами отношений. Это говорит о том, что такие молодые люди – мягкие, доверчивые, всегда ожидают помощи от других, не уверенны в себе, но ответственные и исполнительные.

  • Для выявления степени выраженности общительности и диагностики коммуникативных способностей была использована методика оценки уровня общительности Ф. Ряховского. Методика позволила оценить следующие уровни коммуникабельности молодых людей: некоммуникабельный, замкнутый, с низкой степенью общительности, со средней и высокой степенью общительности, с болезненной коммуникабельностью.

В результате полученных данных было выявлено, что 40% (16 чел.) респондентов обладают степенью общительности ниже средней. Это говорит о том, что такие студенты общительны только в своем кругу. Но в новой обстановке они чувствуют себя вполне уверенно. 30% (12 чел.) респондентов обладают средней коммуникабельностью, в общении с другими терпеливы, отстаивают свою точку зрения. Оставшиеся 30% студентов (12 чел.) имеют уровень общительности выше среднего.

Таким образом, студенты-психологи не отличаются ярко выраженными коммуникативными способностями, при этом они в достаточной степени эмпатийны, что позволяет сформулировать задачу необходимости специальной работы по формированию профессионально важных коммуникативных качеств.

  • Характер связи уровня общительности и уровня коммуникативных способностей исследовался методом ранговой корреляции Спирмена [15; 23].

Проведенный корреляционный анализ c использованием коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена для выявления взаимосвязи уровня коммуникативных способностей и эмпатии показал, что существует положительная связь между такими показателями, как эмоциональный отклик и подозрительный тип межличностных отношений (r=0.34); набольшее число корреляционных связей имеет показатель уровня сопереживания с альтруистическим типом межличностных отношений (r=0,36), а также дружелюбность – с уровнем сопереживания (r=0,33). Данные результаты статистически значимы на уровне p≤0.05.

Полученные результаты указывают на то, что с повышением уровня развития эмпатии в межличностных отношениях, становится более выраженной склонность респондентов судить о других по поступкам, не доверять своим личным впечатлениям.

Таким образом, в исследования было показано следующее.

Респонденты (студенты-психологи) демонстрируют альтруистический тип отношений, но их уровень общительности – ниже среднего. Это свидетельствует о том, что испытуемые берут ответственность за слова, которые говорят своим собеседникам, готовы помогать. Но раскрываются в общении и доверяют свои секреты только в близком кругу.

У испытуемых выявлен средний уровень эмпатии. Это говорит о том, что респонденты умеют проникаться состоянием и вчувствоваться в переживания своего собеседника.

Анализ результатов исследования и вывод о средней с тенденцией к низкой степени выраженности коммуникативных способностей у студентов-психологов позволил обосновать необходимость разработки специальной развивающей программы, направленной на развитие коммуникативных способностей студентов.

Методической основой для разработки развивающей программы стали исследования С.В. Кутняк в области коммуникативного развития.

Опираясь на выявленные в исследовании С.В. Кутняк [11] стадии в процессе развития коммуникативных качеств, в разработанной нами программе делался акцент на процессы эмпатии, то есть коммуникативные способности и эмпатия рассматривались как условия достижения профессионально роста психологов. В программе были выделены блоки упражнений и игр, направленных на более конкретные результаты:

1)         осмысление понятия «коммуникативные способности»;

2)         осознание своих переживаний, чувств;

3)         развитие психологической наблюдательности;

4)         формирование навыков «чтения» невербальных сигналов партнера;

5)         развитие способности сопереживания партнеру по общению.

Итак, коммуникация является одной из ведущих потребностей человека, как общественного существа. Она является необходимым условием для социализации, которая обеспечивает усвоение социальных знаний и норм. В коммуникации важную роль играет механизм эмпатии, с помощью которой достигается взаимопонимания между людьми. Эмпатия является мощнейшим фундаментом для понимания другого человека и вызывает все больший интерес исследователей в силу высокой практической значимости для жизнедеятельности, особенно для профессиональной деятельности будущих психологов.

Исследование показало, что уровень эмпатии среди студентов-психологов является достаточно выраженным показателем, тогда как коммуникативные способности выражены незначительно. Вместе с тем коммуникативные способности являются профессионально значимыми качествами будущих психологов, их следует развивать для успешного овладения профессией. Также исследование показало наличие статистически значимой прямой корреляции уровня эмпатии в межличностных отношениях и коммуникативных способностей, что позволило обосновать задачи развивающей программы повышения уровня коммуникативной компетентности у студентов-психологов.

Библиографический список

1. Абрамова, А.В. Эмпатия как фундамент морального опыта / А.В Абрамова // ИзвестияТулГУ. Гуманитарные науки. № 1. г. Тула, 2014. – С. 343–367.
2. Аухадеева, Л. Особенности коммуникативной культуры татарских и русских студентов / Л. Аухадеева // Высшее образование в России. № 12. г. Москва, 2006. – С. 105–110.
3. Бенеш, Н.Л. Эмпатия как важнейшее личностное качество / Н.Л. Бенеш // Альманах современной науки и образования. №1. г. Тамбов, 2014. – С. 49-51.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Логос, 2013. – 223 с.
5. Эмпатия как нравственное качество будущего профессионала А.Н Бражников [Электронный ресурс]. – URL: http://psyedu.ru/journal/2012/4/3152.phtml (дата обращения 4.10.18)
6. Грачев, В. И. Коммуникация и общение в современной культуре: уроки научной аберрации / В. И. Грачев // Журнал Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. № 4, том 2. г. Ленинград, 2011. – С. 560–586.
7. Елеференко, И.О. Синергетическая составляющая эмпатии / И.О. Еелеференко // Журнал Фундаментальные исследования. № 12. г. Москва, 2014 – С. 50–65.
8. Зайцева, Ю.С. Зеркальные клетки и социальная когниция в норме и при шизофрении / Ю.С. Зайцева // Социальная и клиническая психиатрия. № 2. г. Томск, 2013. – С. 96–105.
9. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык / Дж. Иган // Журнал практической психологии и психоанализа. №1, 2000 – С. 46–65.
10. Косоногов, В. Психометрические свойства русской версии методики «Коэффициент эмпатии» / В. Косоногов // Психология в России: современное состояние. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – С. 96–104.
11. Кутняк, С.В. Использование тренинга в обучении студентов коммуникативной компетенции как фактора успешного карьерного развития / С.В. Кутняк // Гуманитарные науки и образование. №1. г. Москва, 2015 год. – С. 15–18.
12. Лазарева, Н.Э. Анализ межличностных отношений студентов бакалавриата в студенческой группе / Н.Э. Лазарева // Вестник Южно-Уральского профессионального института. Т. 8. № 2. г. Урал, 2012 – С. 68–73.
13. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев – М.: Знание, 1979. – 94 с.
14. Малаверычева, И.Г. Влияние эмпатии на проявления альтруизма и эгоизма / И.Г. Малаверычева // Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 160. г. Москва, 2013. – С. 48–65.
15. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д Наследов // Учебное пособие – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
16. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 567 с.
17. Николаева, Ж.В. Основы теории коммуникации / Ж.В. Николаева // Учебно-методическое пособие – В.: ВСГТУГ, 2004. – 274 с.
18. Осипов, Г.В. Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Изд. НОРМА, 2000. - 488 с.
19. Петрова, Г. Г. Особенности межличностной коммуникации / Г. Г. Петрова // Журнал Вестник Северного федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 3. г. Урал, 2011. – С. 45–67.
20. Позиция, А. Д. Роль эмпатии в процессе образования / А. Д. Позиция // Философские проблемы науки и техники. № 5. г. Москва, 2012. – С. 161–170.
21. Роджерс, Карл. Эмпатия / Карл Роджерс. – Москва // Психология мотивации и эмоций: учебное пособие / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – Издание 2-е, стереотипное. – Москва: ЧеРо: Омега-Л: МПСИ, 2006. – 428–430 с.
22. Садохин, А. П. Межкультурная компетенция и компетентность в современной коммуникации. / А. П. Садохин // Общественные науки и современность, № 3. г. Екатеринбург, 2008. – С. 156–166.
23. Сидоренко, Е.В. «Методы математической обработки в психологии» / Е.В.Сидлоренко // Учебное пособие – М.: МГУ, 2007. – 350 с.
24. Солдатова, Г.У. Психодиагностика толерантности личности / Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: Смысл, 2008. - 172 с.
25. Уткина, Ю. В. Подходы к уточнению понятия “Профессиональная коммуникация педагога” / Ю. В Уткина //Журнал Человек и образование. № 1. г. Екатеринбург, 2012. – С. 87–105.