Abstract: Nowadays, the problem of raising "difficult" children is quite relevant. There are many developments in the scientific psychological and pedagogical literature on working with "difficult" schoolchildren. Specialists usually call those children "difficult" whose behavior sharply deviates from generally accepted norms and rules, preventing their full-fledged upbringing. Research on this topic can be useful for students and teachers in working with difficult schoolchildren. Awareness of the relevance of this issue will allow them to reduce the number of difficult students.
Keywords: difficult student, teacher, individual approach, family education, schooling, personality, children at risk, pedagogically neglected children, socially neglected children.
Главной ценностью в нашем обществе является человек. Формирование ребёнка как личности довольно сложный и противоречивый процесс. Ученные выделяют несколько факторов, которые влияют на становление личности: внутренние и внешние. Одним из главных внешних факторов является воспитание. Но не для всех процесс формирования личности проходит легко, для некоторых детей путь к их духовной и нравственной зрелости может оказаться трудным. Для таких детей использовался термин «трудные дети».
Понятие «трудный ребенок» появилось довольно давно, ещё в довоенное время. Ещё в те годы этот термин был очень распространённым. Но необходимо отметить, что использовали его не в науке, а в повседневной жизни. Современные педагоги и психологи заменяют выражение «трудный ребёнок» на более корректные: «дети группы риска», «педагогически запущенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения». Термин «трудный ребёнок» стараются применять лишь к тем детям, проблемы которых никогда не заканчиваются. [ 5, c. 1]
Сейчас можно заметить довольно большое количество статей и рекомендаций по вопросам воспитания «трудных детей». В последнее время к ним приковано большое внимание и каждый год создаётся большое количество различных разработок по воспитанию «таких» детей. Но это все в печати, телевидении, интернете. А кто же в реальной жизни должен заниматься воспитанием «трудных детей» и как правильно это делать?
Школа играет немалую роль в становлении личности каждого ученика, так же педагоги и психологи должны создавать необходимые условия для трудных подростков.
Не все дети могут эффективно воспитываться по стандартам, для «сложных» подростков требуется особая педагогическая работа и специальный подход. Для таких детей необходимо разрабатывать индивидуальный подход. Благодаря ему педагог может понять причины возникновения «трудностей», также индивидуальная работа поможет скорректировать воспитательную деятельность «трудных» учащихся и благоприятно повлияет на формирование способностей и интересов у ребёнка, а так же его школьную деятельность.
Причины отклоняющегося поведения трудных подростков.
Поведение человека нельзя рассматривать отдельно, необходимо сопоставлять его с социальным окружением индивида. Нарушение нравственности школьника происходит по нескольким причинам: отсутствие правильного воспитания и малое количество внимания со стороны родителей, а также на поведение школьника может влиять его «неправильное окружение». Можно отметить, что в последнее время трудных подростков становится все больше. Причиной этого может быть то, что родители уделяют. Мало времени своим детям, а большее предпочтение отдают работе. [5, c. 2]
Мы провели опрос среди учащихся 2—5 классов школы «МБОУ СОШ №24» города Астрахани. Мы задали детям 2 вопрос: «сколько времени их родители проводят с ним за выполнением домашней работы?» и «сколько времени их родители уделяют их совместному досугу?». В результате опроса мы получили следующие данные.
Ответ | Процентное содержание |
Предпочитают, чтобы их дети делали домашнюю работу с репетиторами | 63% |
Делают домашнюю работу вместе с ребёнком | 28% |
Домашняя работа выполняется ребёнком самостоятельно | 9% |
Можно сделать вывод, что родители предпочитают переложить ответственность в выполнении домашней работы на других. Данный факт объясняется тем, что современные родители много работают.
По следующему вопросы были получены следующие данные:
Проводят время совместно часов | Процентное содержание |
7-10 часов | 46% |
3-6 часов | 39% |
1-2 часа | 15% |
На основе этих вопросов можно сделать вывод, что родители уделяют недостаточно времени воспитанию и обучению своих детей.
Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребёнок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы. [2, c. 89]
Ещё одной причиной отклоняющегося поведения трудного учащегося могут стать недостатки в учебно-воспитательной работе школы.[5, c.2] Среднестатистический учитель с своей работе ориентируется на общую массу класса, не все педагоги располагают временем для реализации индивидуального подхода. Зачастую «трудные школьники» остаются без правильного внимания со стороны учителя. Также только совсем недавно была введена ставка педагога-психолога в школе и до сих пор не во всех школах индивидуальная работа налажена. Но эта тенденция развивается и в некоторых школах уже заметен прогресс.
Воспитательная работа с педагогически запущенными детьми определяется типом личности конкретного ребёнка. Существует несколько типов личности и необходима индивидуальная работа с каждым из них. [ 6, c 33] Трудные школьники могут доставить любому коллективу определенное количество проблем. В первую очередь учителю нужно хорошо знать и понимать детей и стараться увидишь в каждом индивидуальные и неповторимые черты. Хорошее понимание индивидуальных особенностей поможет педагогу организовать учебно-воспитательную деятельность. Существует много методов и приемов в работе с «трудными» детьми. Мы считаем, что каждому ребёнку необходим индивидуальный подход в воспитании и обучении, потому что с каждым ребёнку соответствует своя конкретная ситуация. Ребёнок нуждается в человеческом понимании со стороны учителей.
Библиографический список
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание, 2015. - 80 с.2. Асипова Н.А. Ткачёва С.А. Методика воспитательной работы: Учебно-методическое пособие /Иссык-Кульского государственного университета им. К.Тыныстанова. –Каракол. 2015. –С. 88.
3. Дубровина И.В , Данилова Е.Е., Прихожан А. М. Психология Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений, 2015. – 2019 с.
4. Панов В. Г. Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т.
5. Рычкова Н.В. Педагогические секреты работы с «трудными детьми»
6. Сергушова Н.Д. Индивидуальный подход в воспитании трудных школьников. // Педагогика и психология: вопросы теории и практики. - 2021 С. 32-34