Индекс УДК 37
Дата публикации: 30.01.2020

Факторы привлекательности образовательной среды: PR аспект

Factors of the educational environment attractiveness: PR aspect

Комиссарова Майя Николаевна
канд. пед. наук, член РАСО
ГБПОУ «Магнитогорский
педагогический колледж»

Komissarova May
Candidate of pedagogical science,
Member of Russian Association for public Relations,
Magnitogorsk Pedagogical College
Аннотация: в статье рассматривается понятие «образовательная среда» не столько с точки зрения создания педагогических условий, сколько с точки её привлекательности для ключевых групп общественности профессиональных учебных заведений. Выявляются имиджеообразующие факторы, каналы взаимодействия и распространения информации, репутационные ресурсы образовательной организации. Представлены паспорт и программа по развитию имиджа, репутации и продвижению ГБПОУ СПО «Магнитогорский педагогический колледж».

Abstract: The article is devoted to the educational environment concept that is considered not from the point of view of creating pedagogical conditions, but from the point of its attractiveness for the key public groups of professional educational institutions. Image-forming factors, channels of interaction and dissemination of information, reputation resources of an educational organization are revealed in the article. The author represents a passport and a program for the development of image, reputation and promotion of GBPOU SPO Magnitogorsk Pedagogical College.
Ключевые слова: образовательная среда, факторы привлекательности, имиджеобразующие факторы, целевые группы общественности, PR, репутационные ресурсы, рекламно-информационные каналы, предметно-пространственая среда, специальные мероприятия.

Keywords: educational environment, attractiveness factors, image-forming factors, target groups of the public, PR, reputation resources, advertising and information channels, subject-spatial environment, special events.


Образовательная среда каждой организации является уникальной, поэтому невозможно определить заранее заданных сочетаний показателей, которые бы определили эффективность её деятельности. В то же время, именно компоненты структуры образовательной среды выступают и являются:

– отражением происходящих процессов в обществе;

– основой предварительной оценки её эффективности.

Образовательная среда организации, как подсистема социокультурной среды – это совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности [4].

Учёный Г.Ю. Беляев выявляет следующие сущностные характеристики образовательной среды, к которым относятся [1]:

— исключительная пластичность (выявлено: Л.С. Выготский, 1926);

— общность (В.В. Рубцов, 1996);

— со-бытийность (В.И. Слободчиков, 1995);

— конфигуративность (В.И. Слободчиков, 1997);

— культуросообразность (Н.Б. Крылова, 1995);

— векторность (С.Ф. Сергеев, 1995, В.А. Ясвин, 1997);

— сферность (Л.М. Перминова, 1995, В.Е. Радионова, 1996, Л.Л. Редько, 1996, Л.Л. Портянская, 1997, Е.А. Песковский, 1997, В.Н. Просвиркин, 1998, Г.Ю. Беляев, 2000);

— системно-ожидающий характер (В.И. Слободчиков, 1997, 2000);

— системность (В.А. Ясвин, 1997);

— тип социально-педагогической практики (В.П. Лебедева, В.И. Панов, В.А. Орлов, 1997);

— производное средообразующих действий, средство воспитания при надлежащих значениях ее ниш (Ю.С. Мануйлов, 2001);

— среда развития (обретение) индивидуальности (В.И. Панов, 2003).

Министерство просвещения РФ предлагает использовать три группы факторов в оценке деятельности образовательной среды учебных учреждений:

– открытость и доступность информации (наличие сайтов и актуальность представленной информации);

– показатели оценки качества образовательных услуг потребителями;

–показатели соответствия предоставляемых образовательных услуг потребностям получателей (компетентность работников организации).

Следует отметить, что проектирование образовательной среды, является схемой последовательных ответов на вопросы:

– где обучать? – место образовательного учреждения в контексте страны;

– кого обучать? – индивидуально-типологические (психологические) особенности студентов;

– зачем обучать? – стратегия и тактика учебно-воспитательного процесса и образовательной среды;

– чему обучать? – содержание образования;

– как обучать? – специфика технологии и методов обучения;

– кому обучать? – профессионально-личностные требования к педагогам [5].

Краткое рассмотрение теоретических исследований по вопросу образовательной среды (ОС) и ее проектирования, позволяет сделать вывод о необходимости учета следующих факторов:

– планирование и проектирование, направленное на развивающий эффект ОС;

– построение модели ОС, основанное на осознаваемости процессов происходящих в социуме;

– использование возможностей среды и социального потенциала;

– мобильная корректировка ОС и самоактуализация факторов.

В условиях открытости информационного пространства всё большее значение приобретает доступность взаимодействия организации со всеми ключевыми участниками образовательной среды. Взаимодействие или выстраивание связей с целевыми группами общественности позволяет организации со-настраиваться с социумом и его требованиями со стороны: учредителей и органов власти, абитуриентов и студентов (обучающихся), родителей и органов управления, профессиональных сообществ и работодателей. На рисунке 1 представлены целевые группы общественности образовательной организации и её категории.

Рисунок 1. Целевые группы и категории общественности образовательной организации

Создавая образовательную среду и реализуя свою деятельность, образовательной организации целесообразно направлять информацию о предпринимаемых усилиях во внешнюю среду таргетированно, взаимодействуя с целевыми группами общественности и основываясь на ценностях наиболее значимых для каждой из них.

Позиционирование результативности, в зависимости от группы общественности, подразумевает также:

  • выбор определённых каналов коммуникации;
  • формы взаимодействия с целевыми группами общественности.

В таблице 1 представлены имиджеообразующее факторы, которые основываются на ценностях целевых групп общественности по отношению к образовательной организации, а также соотносятся с формами и каналами взаимодействия с общественностью с учетом:

– точечного попадания информации к конечному получателю;

– специфики передаваемой информации.

Таблица 1

Таблица имиджеообразующих факторов

Наименование группы Имеджеообразующие факторы  целевых групп общественности по отношению к образовательной организации Каналы коммуникации
Студенты – качество и востребованность получаемого образования;

– доступность форматов получения образования;

– мнение и отзывы экспертов, работодателей, студентов;

– преимущества обучения в данном образовательном учреждении (на данном факультете, по данной специальности);

– дополнительные возможности: второй диплом, трудоустройство и др.

– размещение на сайте образовательной структуры, в существующих и вновь созданных тематических группах социальных сетей информации, высказываний, отзывов о качестве и востребованности получаемого образования;

–  создание  форума для обсуждения волнующих вопросов;

– разработка интерактивных каталогов о преимуществах обучения в данном учебном учреждении, на данном факультете, по данной специальности

Научные и профессиональные сообщества – налаженность взаимодействия с представителями профессионального и научного сообщества для обсуждения и решения актуальных вопросов;

– возможность для внедрения и апробации научных и экспериментальных исследований;

– функционирование специально созданных студенческих научно исследовательских рабочих групп.

– проведение веб-конференций на актуальные темы с приглашением авторитетных представителей профессионального и научного сообщества;

–   создание электронной интерактивной базы данных, до­ступной через сеть, с научными разработками, статьями и высказываниями преподавателей;

– разработка и функционирование ЖЖ образовательной структуры.

Партнёры – налаженность взаимодействия с партнёрами, в том числе социальными, к которым могут относится другие образовательные организации, базы практик, спонсоры, СМИ и др.;

– высокая репутация, взаимовыгодность сотрудничества, продуктивность взаимодействия.

 

 

— разработка, запуск и развитие деятельности профессионального Интернет-сообщества;

– регулярное обсуждение вопросов, связанных с существующими проблемами профессиональной среды на форуме, странице Интернет-сообщества, в группе социальной сети и др.;

Работодатели – качество подготовки студентов;

– мотивация студентов к трудоустройству и работе по специальности;

– возможность целевой подготовки кадров, а также повышения квалификации.

 

–электронная рассылка текстовых, аудио и аудиовизуальных пресс-релизов о реализации проектов направленных на взаимодействие и сотрудничество;

– открытые онлайн защиты курсовых и дипломных проектов с участием работодателей;

– обеспечение онлайнового доступа к оффлайновой информации: студенческим разработкам.

Факторы оценки привлекательности образовательной среды организации с точки зрения PR обеспечиваются:

– актуальностью для определённой группы;

– набором инструментов взаимодействия;

– каналами взаимодействия;

– частотой обновления информации;

– спектром официальных каналов взаимодействия;

– стилем подачи информации;

– наличием действующей обратной связи;

– социальной активностью во взаимодействии с реальными сегментами профессиональных сообществ.

В качестве примера создания привлекательности образовательной среды организации представлен «Паспорт программы по развитию имиджа, репутации и продвижению ГБПОУ СПО «Магнитогорский педагогический колледж» (табл. 2).

Таблица 2

«Паспорт программы по развитию имиджа, репутации и продвижению ГБПОУ СПО «Магнитогорский педагогический колледж»

1.Наименование Программы Программа по развитию имиджа, репутации и продвижению ГБПОУ СПО «Магнитогорский педагогический колледж» на период 2019-2020 г.г.
2.Обоснование для принятия решения о разработке программы 2.1. План образовательной деятельности ГБПОУ «МПК».

2.2 Необходимость изменения ситуации в образовательной среде в связи:

·         с реализацией программы «Развития образования» 2018- -2025 г.г;

·         реализацией компетентностного подхода в обучении;

·         принятием интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации»

·         внедрением в образовательный процесс стандартов чемпионата «World Skiils);

·         изменением условий на рынке образовательных услуг г. Магнитогорска

3.Цели и задачи программы Содействие развитию имиджа, репутации, корпоративной культуры, налаживание взаимоотношений с контрагентами (гудвилл) колледжа и его продвижению для:

1) повышения доступности качественного образования;

2) привлечения абитуриентов;

3) установления и поддержания  деловых контактов с социальными партнёрами, органами государственной и муниципальной власти.

4. Целевые группы общественности Обучающиеся и их родители, абитуриенты, образовательные учреждения,

учреждения дополнительного образования, организации и фирмы города, социальные партнеры, работодатели, педагогический коллектив колледжа, Министерство образования Челябинской области и администрация г. Магнитогорска

5.Этапы реализации программы 2019 – 2021 г.г.
6. Инструментарий программы 1. Информационные справочники, СМИ (пресса и ТВ), корпоративная газета «Мой колледж», сайт МПК (новостная лента, спец. вкладки), Интернет-реклама (поисковая, контекстная), канал ютуб (видео-блог), таргетированная реклама в соц. сетях, мультимедийный внутреколледжный экран, наружная реклама (баннеры, билборды, экраны), полиграфическая и сувенирная продукция, пресс-тур, «радио-точка.

2. Дизайн интерьера (стенды, мотивационные плакаты, фотовыставки), дизайн экстерьера.

7.Объемы финансирования Общий объем финансирования составит от 300 тыс. рублей
8.Источники финансирования 9.1 Источники бюджета
9.2 Внебюджетные источники
9.3 Спонсорские взносы
9.Предварительная оценка ожидаемой эффективности Программы увеличение количества абитуриентов по заочной форме обучения на 20%,

привлечение работодателей к социальному партнёрству на 50%,

повышение привлекательности колледжа среди  целевых групп общественности г. Магнитогорска

45% выпускников колледжа, трудоустроившихся в течение первого года по полученной специальности или профессии или поступившие в высшие учебные заведения на 50%.
30% дисциплин с использованием методов дистанционного обучения
80% дисциплин с использованием ИКТ и электронных образовательных ресурсов нового поколения.
Внедрение ФГОС СПО нового поколения по всем специальностям
100% внедрения процедур независимой оценки деятельности колледжа.
100% студентов МПК будут обучаться по программам, в реализации которых задействованы работодатели.
35% преподавателей будут участвовать в работе сетевых сообществ специалистов сферы профессионального образования.
50% выпускников имеют повышенные разряды по рабочим профессиям.

Таблица 3

Репутационные ресурсы ГБПОУ «Магнитогорского педагогического колледжа

Репутационные ресурсы

 

Средства преобразования
1 Образовательные ресурсы Новые образовательные технологии (включая демонстрационный экзамен)
2 Социальные инициативы Социально-гуманитарные проекты и мероприятия
3 Инновационные ресурсы Новые подходы к адаптации в социуме, взаимодействие с партнёрами и инвесторами (см социальных партнёров)
4 Имиджевые ресурсы Фирменный стиль, корпоративная культура
5 Информационные ресурсы Публикации и репортажи в СМИ, прозрачность информации
6 Человеческие и профессиональные ресурсы Имидж, репутация руководства,  коммуникационные проекты

Таблица 4

Программа по развитию имиджа, репутации и продвижению ГБПОУ СПО «Магнитогорский педагогический колледж»

Блоки программы и их характеристика Целевые группы общественности
1. БЛОК «Рекламно-информационный»

 

Пресса:

Газета «Магнитогорский рабочий»

Газета «Комсомольская правда»

Журнал «Планета образования»,  «Выбирай» *(интервью)

Информационно-справочные издания «Справочник образования», «Куда пойти учиться»

 

обучающиеся  их родители, абитуриенты, соц.партнеры, работодатели, преподаватели МПК

 

ТВ:

Пресс-тур (ТВ ИН, ТНТ,ТЕРА-С)

Интернет:

Поисковая реклама (с использованием анимационного баннера)

Таргетированная реклама в соц. сетях

Контекстная реклама

Наружная реклама:

Билборд

Светодиодные экран города

Полиграфическая и сувенирная продукция:

Календари

Блокноты

Ручки

Буклеты

Папки

Пакеты

Значки

Беджи

Сайт:

— новостная лента;

— во вкладках «студенту», «абитуриенту» рубрики – непрерывное образование (вебинары, видео-тренинги, новости доп. образования, вузов, вакансии);

— презентация/фильм/ролик о специальностях колледжа, бренд-бук

Интернет:

Поисковая реклама (с использованием анимационного баннера)

Таргетированная реклама в соц. сетях

Контекстная реклама

Радио-точка
Газета «Мой колледж»: ежемесячно, тираж 400 экз., места распространения

Электронный вариант газеты на сайте

родители, абитуриенты, обучающиеся МПК
2.БЛОК «Предметно-пространственная среда»

 

Входная группа

 

студенты/обучающиеся,

родители,

социальные партнёры,

работодатели,

абитуриенты

преподаватели, и сотрудники

Стенды

 

Плакаты (в т.ч. мотивационные)

 

Фото-выставка

 

Мультимедийный экран

 

Территория

 

Дресс-код

 

Зонирование пространства столовой

 

3 БЛОК «PR  и специальные мероприятия»

 

Преподавательский Час «Открытие» студенты/обучающиеся,

родители,

социальные партнёры,

работодатели,

абитуриенты

преподаватели и сотрудники

Агитбригада
Плановые мероприятия
День открытых дверей «Профессиональные пробы»
Дни отделений
Выставки, форумы
4 БЛОК «Поддержание гудвилл колледжа»

 

Министерство образования Челябинской области, администрация г. Магнитогорска,

социальные партнёры,

работодатели

Библиографический список

1. Беляев, Г. Ю. Формирование термина образовательная среда в психолого–педагогической литературе конца XX – начала XXI века / Г. Ю. Беляев. [Электронный ресурс] / сайт «Центр теории воспитания». – Режим доступа: http://dzd.rksmb.org/science/bel06.htm (дата обращения 02.05.2016).]
2. Тарасов, С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология / С.В. Тарасов [Электронный ресурс] / сайт «КиберЛенинка» – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-ponyatie-struktura-tipologiya (дата обращения 09. 02.2020). ]
3. Комиссарова, М.Н. Интернет-PR в инвестиционной привлекательно-сти образовательного учреж-дения // Современные проблемы науки и образования : материалы XLIX внутривуз. науч. конф. преподавателей МаГУ. – Магнитогорск : МаГУ, 2011. – 306 с.
4. Комиссарова , М.Н. Репутационные ресурсы как ос-нова PR дея-тельности // Современные проблемы науки и образования : материалы L внутривуз. науч. конф. преподавателей МаГУ. – Магнитогорск : МаГУ, 2012. – 299 с.
5. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.