Abstract: The article considers the problem of developing the skills of social adaptation of adolescents with mild mental retardation in the psychological and pedagogical literature. The results of a pilot study to identify underdevelopment of social adaptation skills of adolescents with mild mental retardation are presented. To obtain empirical data, the following methods were chosen – the methodology «Determining the dominant personality orientation of a teenager» (I.D. Egorycheva); the methodology «Studying the socialization of personality» (M.I. Rozhkov); the methodology «Determining the level of development of social skills» (A.P. Goldstein). Based on the results of the study, it was concluded that the underdevelopment of social adaptation skills in adolescents with mild mental retardation manifests itself in difficulties in establishing interpersonal interaction, establishing and expanding social contacts, in a situation of adaptation to changing environmental conditions. The importance of correctional and developmental work with this category of students is noted.
Keywords: adaptation, social adaptation, adolescents with mild mental retardation, social adaptation skills of adolescents with mild mental retardation, underdevelopment of social adaptation skills of adolescents with mild mental retardation.
Социальная адаптация ‒ процесс включения человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Адаптация выступает одной из сторон процесса социализации, который, безусловно, претерпевает каждый человек в ходе своего взросления.
В психологии социальная адаптация – это один из ведущих механизмов социализации личности. Основным критерием ее успешности является обретение индивидом уверенности, независимости, самостоятельности и инициативности [1].
Выявление недоразвития навыков социальной адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости является актуальным для теории и практики современной отечественной и зарубежной специальной психологии и педагогики. Это детерминировано ежегодным возрастанием контингента детей с легкой степенью умственной отсталости, что актуализирует проблему социализации данной категории лиц в подростковом возрасте, поскольку затруднения в адаптации и социализации подростков с умственной отсталостью проявляются во многих областях их жизнедеятельности.
Подростковый возраст представляет собой немаловажный период жизни для подростков с легкой степенью умственной отсталости. Отмечаются перемены в эмоционально-волевой сфере, которые выражаются в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, взволнованности, психическом истощении, склонности к депрессии, усилении агрессивности, неуверенности в себе и настороженности к социальному окружению. Данные особенности сказываются на процессе интеграции подростка с легкой степенью умственной отсталости в социум [8].
Формирование и развитие навыков социальной адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости представляет собой трудный процесс. Он во многом отличается от подобного процесса у подростков с сохранным умственным развитием. Формирование, развитие и накопление навыков социальной адаптации подростков с умственной отсталостью непосредственно связано с протеканием их психических процессов. Им тяжело дается понимание эмоций другого человека, они не всегда умеют контролировать свои эмоции и мимику. Интеллектуальные нарушения вызывают сложности в понимании обращенной речи в диалоге, умении сформулировать вопрос, поддержать коллективную беседу, устанавливать причинно-следственные связи между поступками людей [4].
Навыки социальной адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости обладают рядом специфических черт. По большей части это находит объяснение в том, что их приобретение требует определенного уровня развития познавательных, коммуникативных, личностных и психических процессов, нередко оказывающихся у подростков данной категории слабо развитыми [2].
Недоразвитие навыков социальной адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости возникают из-за множества обстоятельств, таких как: сложность недостатка, связанного с нарушением интеллекта, снижение вербального мышления и памяти, неправильная самооценка, переживание тревоги по поводу принятия себя со стороны сверстников и взрослых, зависимость от ценностных ориентаций, от социального окружения, нарушения здоровья в целом, чрезмерная боязнь общества. Незнакомые ситуации и незнакомые люди порождают у подростков с умственной отсталостью страх, робость, перепады настроения. Все это оказывает влияние на успешную социализацию, присвоение норм и правил поведения, эффективное общение и взаимодействие [11].
Цель исследования заключается в выявлении недоразвития навыков социальной адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости.
Базой исследования является Областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»» г. Курск, ул. Семеновская, д. 78А.
В исследовании принимали участие 10 обучающихся 6-х классов с легкой степенью умственной отсталости (6 мальчиков и 4 девочки). Их характеристика представлена в таблице 1.
Таблица 1
Данные об испытуемых
№ п/п | Ф.И | Возраст |
1. | Артем З. | 14 лет |
2. | София И. | 14 лет |
3. | Дарья М. | 13 лет |
4. | Кирилл М. | 13 лет |
5. | Егор Б. | 14 лет |
6. | Павел Б. | 13 лет |
7. | Дмитрий Е. | 14 лет |
8. | Анастасия Ш. | 13 лет |
9. | София В. | 14 лет |
10. | Матвей Т. | 13 лет |
При проведении исследования нами учитывались возрастные, типологические и индивидуальные особенности подростков с легкой степенью умственной отсталости.
Для выявления недоразвития навыков социальной адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости нами были выбраны следующие методики – методика «Определение доминирующей личностной направленности подростка» (И.Д. Егорычева); методика «Изучение социализированности личности» (М.И. Рожков); методика «Определение уровня развития социальных навыков» (А.П. Гольдштейн).
Данные методики были выбраны нами в связи с тем, что недоразвитие навыков социальной адаптации, их протекание обусловлено положительным или отрицательным отношением подростка к самому себе и к обществу в целом; способностью подростка преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, потому что успешная социальная адаптация означает также, что подросток умеет справиться со сложными ситуациями; структура конкретных личностных отношений подростка с окружающими, а также особенности его социальной приспособляемости, некоторые его поведенческие характеристики и черты личности. При этом выбранные нами методики соответствуют целям и задачам исследования, а также возрасту и особенностям развития подростков с легкой степенью умственной отсталости, доступны в реализации и интерпретации, не требуют специально организованных условий. Однако в тех случаях, когда отдельные вопрос методик были непонятны испытуемым, педагог-психолог оказывал им помощь.
Приступим к анализу результатов представленных методик.
Для выявления степени социализированности личности подростка с легкой степенью умственной отсталости была использована методика «Определение доминирующей личностной направленности подростка» И.Д. Егорычевой. Данная методика позволяет установить степень социализированности личности подростка с легкой степенью умственной отсталости, выявить отношения (положительные или отрицательные) подростка к себе и к обществу. На основе чего мы можем выявить положительное отношение, которое выражается в принятии личностью себя и другого (общества) как целого, терпимом отношении к прошлому, в осознании значимости себя и другого как субъекта деятельности, общения, в удовлетворенности социальным статусом, внешним обликом и т.д.
Выбранная методика позволяет также определить психологическое самочувствия подростка с легкой степенью умственной отсталости, найти наиболее эмоционально-комфортные или, наоборот, напряженные сферы взаимодействия; сделать обоснованный прогноз о причинах напряженных отношений со сверстниками, взрослыми и самим собой (если они существуют), а также определить направления работы по улучшению взаимоотношений с окружающими.
После анализа и интерпретации результатов мы получили следующие данные:
Рисунок 1. Направленность социализированности личности подростка с легкой степенью умственной отсталости
В ходе исследования мы установили, что у 3-х подростков с легкой степенью умственной отсталости (30%) наблюдается гуманистическая направленность личности. Они не тяготеют к обособленности, признавая право каждого на независимую самоидентификацию вдобавок как индивидуально, так и в пределах общества. Основную значимость для них представляет личность. Например, София И. стремится к успехам, признанию окружающих, чтобы ее похвалили, отметили. Она заботятся не только о себе, но и о посторонних людях, уважительно относится к интересам, убеждениям, точкам зрения других. Анастасии Ш. важно, что думают о ней окружающие, хочет добиться их одобрения и принятия. Подростки с легкой степенью умственной отсталости стремятся идти на взаимные уступки, чтобы было хорошо не только им. На обиды, конфликты, неприязнь, злобу со стороны сверстников они пытаются реагировать спокойно, обдуманно, гуманно, без негативизма и ответной реакции, ищут объяснение этим проявлениям с их стороны. Также обучающиеся данной категории радуются жизни, надеются на лучшее, думают о хорошем, даже когда неприятности встречают их на пути.
У 2-х подростков с легкой степенью умственной отсталости (20%) отмечается эгоцентрическая направленность личности. Они сконцентрированы только на себе, собственных интересах и проблемах, требовательно и придирчиво оценивают других, принимают окружающих в целом настолько, насколько они похожи на них. Дарья М. и Павел Б. считают себя достаточно взрослыми, чтобы окружающие признавали и учитывали их интересы, взгляды, мнения, хотят быть наравне с ними; полагают, что каждый человек принимает решения самостоятельно и чтобы добиться чего-нибудь существенного в жизни, достичь цели – нужно думать только о себе; всегда отстаивают свою позицию; ведут себя скверно с другими, потому что их самих не понимают и не хотят понимать. Основную ценность для обучающихся данной категории представляют они сами, их мысли, суждения, интересы, деятельность.
У 4-х испытуемых (40%) – депрессивная (социоцентрическая) направленность личности. Эти подростки с легкой степенью умственной отсталости не принимают себя, сомневаются в своих силах и способностях, не верят, что им самостоятельно удастся достигнуть желаемого. При этом они уверены, что другие сделают это с легкостью чем они. Например, Дмитрий Е. постоянно расстраивается, когда у него что-то не получается, дальнейшую жизнь представляет себе трудной, с большими испытаниями. Подростки с легкой степенью умственной отсталости считают, что человека можно уважать только за «крутость»; стараются сделать так, как хотят взрослые; часто соглашаются со сверстниками, даже когда не разделяют их мнения, потому что бояться потерять расположение ребят; завидуют окружающим и уверены, что их жизнь, интересы, мысли более интересные и увлекательные; свои успехи расценивают как незначительные на фоне других.
У 1-го подростка с легкой степенью умственной отсталости (10%) выявлена негативистическая направленность личности. София В. не принимает ни себя, ни других; переживает свою несостоятельность как весьма дискомфортное внутреннее состояние. Обучающаяся данной категории считает, что ее мнение и мнение социума никому не нужно; успехи кажутся ей незначительными как и она сам; считает себя одинокой (ей никто не нужен и она никому); выполняет просьбы бездумно, без какой-либо на то причины, чтобы избежать наказаний и приставаний; находит отвратительными окружающих и саму себя.
Для выявления уровня социальной адаптированности подростка с легкой степенью умственной отсталости была использована методика «Изучение социализированности личности» М.И. Рожкова. Она позволила выявить готовность обучающегося данной категории к самостоятельной «взрослой» жизни. На основе чего мы смогли выявить степень социальной зрелости подростка с легкой степенью умственной отсталости, уровень его активности, автономности и нравственной воспитанности.
После анализа и интерпретации результатов мы получили следующие данные:
Рисунок 2. Уровни социализированности подростков с легкой степенью умственной отсталости
Исходя из полученных результатов следует, что 1 обучающийся данной категории (10%) показал высокий уровень социализированности личности. Он имеет приближенные высокие значения по таким показателям как: социальная адаптированность, автономность, социальная активность, нравственность. Испытуемый хочет учиться, получать знания, развивать свои творческие возможности. Воззрения этого обучающегося касательно своих жизненных ориентиров разумны, реалистичны, приемлемы, принимаемые решения, в большинстве случаев, самостоятельны. Ему интересны события, которые происходят в социуме. Подросток с легкой степенью умственной отсталости способен к овладению и пониманию социальных ролей, к решению заданных целей; у него сформирована мотивация деятельности и поведения. Он имеет относительно высокий показатель социальной зрелости, поэтому в наибольшей степени подготовлен к самостоятельной «взрослой» жизни.
У 4-х (40%) подростков с легкой степенью умственной отсталости выявлен средний уровень социализированности личности. Они имеют средние значения по таким показателям как: социальная адаптированность, автономность, социальная активность, нравственность. В мотивации испытуемых преобладают факторы влияния, авторитета, успешности и благополучия, что неразрывно связано с системой их ценностных установок в учебной среде. Для обучающихся данной категории характерна неоднозначность, неточность или противоречивость жизненной позиции, поэтому они склонны к ситуативному воздействию. Например, для Анастасии Ш. всякая перемена социальной обстановки обуславливает изменение и регулирование ее ориентации и жизненных планов. Подросткам с легкой степенью умственной отсталости в меньшей мере присущ контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя. Они считают, что недостаточно готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, и на основании этого жизненный успех связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.
Низкий уровень социализированности личности выявлен нами у 5-ти испытуемых (50%). Они имеют низкие значения по таким показателям как: социальная адаптированность, автономность, социальная активность, нравственность. В структуре их мотивации учения господствуют мотивы обязанности и избегания неприятностей. Помимо этого, в большинстве случаев, обучающиеся не демонстрируют интереса, любопытства, причастности к событиям, происходящим в жизни общества; у них снижен показатель возможностей и способностей человека как члена социума; ослаблены механизмы саморегуляции. Например, у Софии В. недостаточен волевой контроль для преодоления внешних и внутренних трудностей на пути к достижению цели. Подростки с легкой степенью умственной отсталости не готовы к самостоятельному решению задач, затрагивающих их будущее социальное становление, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.
Для определения уровня развития социальных навыков подростков с легкой степенью умственной отсталости мы использовали методику «Определение уровня развития социальных навыков» А.П. Гольдштейна. Методика позволила выявить уровень сформированности социальных навыков у испытуемых. На основе чего мы смогли оценить, освоение каких социальных навыков для них является простым, а при освоении каких навыков они испытывают затруднения.
После анализа и интерпретации результатов мы получили следующие данные:
Рисунок 3. Уровни развития социальных навыков подростков с легкой степенью умственной отсталости
Исходя из полученных результатов следует, что у 1-го подростка с легкой степенью умственной отсталости (10%) наблюдается высокий уровень развития социальных навыков. Он имеет приближенные высокие значения по таким показателям как: «начальные навыки»; «самовыражение в разговоре»; «реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает»; «альтернативы агрессивному поведению». У испытуемого сформированы почти все социальные навыки, а именно умения, которые позволяют вступать в социальное взаимодействие с другими людьми. Он может правильно выразить свои чувства и переживания, обмениваться информацией с окружающими, адекватно реагирует на точку зрения и настроение другого человека, уклоняется от конфликтных ситуаций и ведет себя должным образом. Однако, группа навыков «навыки планирования предстоящих действий» все равно вызывает у данного обучающегося небольшие трудности. Подростку с легкой степенью умственной отсталости проблематично создать такие условия, которые позволят сделать его работу эффективнее; заранее аргументировать свою позицию в предстоящем разговоре; выделить приоритетные проблемы, требующие немедленного решения и каким образом поступить в той или иной ситуации.
У 4-х испытуемых (40%) выявлен средний уровень развития социальных навыков. Они имеют относительно высокие показатели по двум категориям: «начальные навыки», «самовыражение в разговоре». Подросткам с легкой степенью умственной отсталости с небольшими трудностями удается вступать в контакт; участвовать в разговоре и переходить в нем к интересующей теме; обсуждать проблемы и отвечать на вопросы собеседника; правильно выразить свои чувства и переживания; попросить взрослого или сверстника справиться со сложной ситуацией. Категория навыков «реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает» имеет средние значения и вызывает некоторые сложности. Например, Егору Б. недостаточно удается ответить на переживания другого человека; принести извинения; выполнять строгие указания; справедливо реагировать на недовольство другого человека в ситуации, виновником которой оказался сам подросток; разбираться в противоречивых заявлениях. Оставшиеся две группы навыков «навыки планирования предстоящих действий» и «альтернативы агрессивному поведению» не сформированы в полной мере. Подростки с легкой степенью умственной отсталости не умеют планировать и подготавливаться к предстоящим действиям; выделять приоритетные проблемы; сосредотачиваться на выполнении задания; оценивать, какое из возможных решений является наиболее реалистичным; избегать конфликтов; отстаивать свою позицию; определять виновного в конфликтной ситуации и контролировать свои эмоции.
Низкий уровень развития социальных навыков отмечается у 5-ти подростков с легкой степенью умственной отсталости (50%). Высокие значения они не имеют ни по одной категории навыков. Средние значения наблюдаются по таким группам навыков как «начальные навыки» и «самовыражение в разговоре». Подростки с легкой степенью умственной отсталости с небольшими трудностями могут вступать в контакты с окружающими; отвечать на вопросы собеседника; выслушивать другого человека, быть внимательными к нему и стараться его понять; выразить свои чувства и переживания; попросить о помощи взрослых или сверстников; поддержать человека в сложной ситуации, выразить ему благодарность; убедить в правильности своей точки зрения. Низкие значения подростки с легкой степенью умственной отсталости имеют по трем категориям навыков: «реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает»; «навыки планирования предстоящих действий»; «альтернативы агрессивному поведению». Испытуемые не умеют выполнять указания, строго следовать инструкциям; отвечать на переживания другого человека; приносить извинения и справедливо реагировать на жалобу; не могут решить, чего хотят добиться в жизни; обратиться за помощью к окружающим; приготовиться к трудному разговору заранее; определить какие именно чувства они испытывают в определенной ситуации; обратиться с просьбой. Например, Дарья М. не может честно и непредвзято оценить свои способности и возможности; прийти к согласию в споре с другим человеком и помочь ему справиться со своими проблемами.
На основе обобщенных данных, полученных по всем методикам при проведении диагностики, нами была составлена общая характеристика выявленных уровней развития навыков социальной адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости:
Рисунок 4. – Обобщенные результаты развития навыков социальной адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости
Таким образом, у 1-го подростка с легкой степенью умственной отсталости (10% — София И.) наблюдается высокий уровень развития навыков социальной адаптации, у 4-х обучающихся данной категории (40% — Егор Б., Дмитрий Е., Анастасия Ш, Матвей Т.) – средний уровень и у 5-ти (50% — Артем З., Дарья М, Кирилл М., Павел Б., София В.) – низкий уровень.
Программа диагностического исследования позволила выявить уровни развития и недостатки навыков социальной адаптации у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Анализ полученных результатов подтвердил наше предположение о том, что у части подростков с легкой степенью умственной отсталости навыки социальной адаптации имеют признаки недоразвития: — не способны устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими людьми, им присуща агрессивная позиция по отношению к другим людям; — не принимают себя как личность, у них отсутствует набор ценностных ориентаций, личностных качеств, знаний и навыков; — не умеют заботиться о себе, о своем будущем, не подготовлены к самостоятельной жизни, не стремятся стать самостоятельными, овладеть какими-либо навыками, бездеятельны и пассивны. Все это отрицательно влияет на социализацию подростков с легкой степенью умственной отсталости, усложняет процесс адаптации и самостоятельного включения в социум. Перечисленные факты подтверждают необходимость организации коррекционно-развивающей работы с этой категорией обучающихся.
Библиографический список
1. Капица С.С. Понятие социальной адаптации в социологии // Вестник Чувашского университета. – 2009. – № 4. – С. 204-209.2. Колосова Т.А. Совладающее поведение как фактор успешной адаптации умственно отсталых подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – № 2 (138). – С. 86-89.
3. Коробейников И.А. Нарушение развития и социальная адаптация: монография / И. А. Коробейников. – М.: ПЕР СЭ, Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 192 c.
4. Колосова Т.А., Исаев Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. Учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов. – СПб.: КАРО, 2012. – 171 с.
5. Корчагина О. В. Социально-личностный инфантилизм подростков с умственной отсталостью как фактор социальной адаптации // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/56323.htm (дата обращения: 23.10.2024).
6. Петрова С.С. Особенности социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-2. – С. 133-137.
7. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2004. –160 с.
8. Печерский В.Г. Способности подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью к продуктивному межличностному взаимодействию: автореферат диссертации … д. псих. н. – М.: Ин-т коррекц. педагогики РАО, 2009. – 38 с.
9. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. –М.: Просвещение, 2009. – 400 с.
10. Сафонова Л.М. Педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков с выраженной степенью нарушения интеллекта // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 9. – С. 295-304.
11. Тасаева Д.О., Кормушина Н.Г. Особенности социально-психологической адаптации подростков с умственной отсталостью //Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/771185.htm (дата обращения: 10.11.2024).
12. Цуциева Ж.Ч. Психологические особенности социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростков: диссертация … к. пед. н. – СПб.: Санкт-Петербургской гос. ун-т., 2003. – 512 с.