Abstract: The article considers the effectiveness of conditions for the development of group interaction in senior preschool children. The article outlines diagnostic tools for determining the level of development of group interaction in senior children. The article also defines the most effective conditions for the formation of group interaction in preschoolers, formulates the features of the organization of the subject-developing environment in a preschool educational institution. The article considers the practical application of the methodology for the development of group interaction in preschool children and the results achieved.
Keywords: group interaction, communication skills, research methods, Russian doll, methodological techniques.
Общение ребенка со сверстниками представляет собой важный критерий полноценного развития человека. Особенно важно, чтобы данный навык формировался у детей с самого раннего возрастного периода, поскольку в дальнейшем, при обучении в школе, ребенку важно общаться.
Умение ребенка 5-6 лет взаимодействовать со сверстниками, необходимо рассматривать, как обязательную форму общения детей. При этом данное общение складывается и формируется именно в коллективе, что оказывает влияние на поведение детей в различной деятельности. Наряду с этим, опыт первого взаимодействия представляет собой важный критерий для социализации ребенка, для его самосознания. В период дошкольного развития у ребенка происходит установление первых отношений, которые, в свою очередь, образуют новое единство деятельности, позволяющее достигать определенных результатов в той или иной деятельности.
Актуальность рассматриваемой темы определяется необходимостью понимания того, как происходит взаимодействие между детьми. Помимо этого, важно определить, насколько данный критерий влияет на формирование личности дошкольника, на развитие как творческих, так и интеллектуальных способностей, на формирование дружеских взаимоотношений у детей как в дошкольном в детстве, так и при последующем поступлении дошкольников в школу.
Формирование групповых отношений и группового взаимодействия представляет собой важный критерий развития личности ребенка дошкольного возраста. Именно поэтому я взяла эту тему для исследования, т.к. по данному вопросу необходимо уделять достаточно много внимания педагогам дошкольных образовательных учреждений, поскольку от его проработки зависит коммуникативная составляющая развития ребенка.
У детей в возрасте 5-6 лет особенно прослеживается потребность в общении. При этом важно развивать активно данное качество, поскольку ребенок скоро поступит в первый класс, где ему также важно взаимодействовать в группе, где целью будет получение знаний. Именно поэтому воспитателю в дошкольном учреждении важно понять, как между детьми формируется взаимодействие и что необходимо сделать, чтобы при необходимости наладить его.
Таким образом, важно рассматривать и детально анализировать вопрос группового взаимодействия между детьми 5-6 лет. Прежде всего, это позволит самим детям осуществлять успешное взаимодействие друг с другом под чутким руководством со стороны воспитателя, а также приобретать разнообразные навыки и умения, благодаря которым взаимодействие в группе будет крайне познавательным и воспитательным для детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому для того, чтобы определить, насколько у детей дошкольного возраста в целом сформированы коммуникативные умения и навыки, а также умения работать в группе мы провели исследование.
Целью проведения эксперимента выступает исследование уровня сформированности у детей 5-6 лет навыков группового взаимодействия, а также качеств, которые этому способствуют (коммуникабельность, умение поддерживать, умение работать сообща и т.д.).
Работа включала в себя следующие этапы:
- Проведение диагностики и определение результатов, которые были получены, их характеристика и описание.
- Реализация методов и приемов, благодаря которым педагог получит возможность формировать у дошкольников коммуникативные навыки, а также умение работать в группе.
- Проведение эксперимента повторно, что позволит определить, насколько изменились показатели дошкольников (изменились ли вовсе); формулирование выводов и подведение итогов всего исследования.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 38», г. Новомосковск, Тульская область. В нем участвовало 19 воспитанников.
Использовались следующие методики исследования:
- Методика Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
Направлена на изучение коммуникативных умений. Позволяет изучить сформированность коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
- Методика Т.А. Репина «Секрет».
Позволяет изучить межличностные отношения дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения. Избирательные отношения между детьми возникают достаточно рано и достигают высокой степени развития в период дошкольного детства. Однако в совместных играх детей и в процессе их общения эта избирательность может не обнаружиться в полной мере.
- Методика О.Е. Смирнова, В.М. Холмогорова «Мозаика».
Позволяет изучить особенности отношений детей со сверстниками по таким показателям, как эмоциональная вовлечённость, интерес к сверстнику, выраженность сопереживания, проявление социальных форм поведения.
- Методика Е.Е. Кравцова «Лабиринт».
Позволяет выявить общие характеристики и установить возможные типы общения и сотрудничества ребёнка со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, выбранные нами методики позволяют изучить у детей старшего дошкольного возраста коммуникативные навыки и умения, сотрудничество и общение в группе.
По результатам, полученным ввиду проведения диагностического исследования, мы сделали вывод, что по всем четырем проведенным методикам дошкольники демонстрировали низкий показатель. В частности, у детей 5-6 лет не сформированы коммуникативные навыки и умения, а значит, что детям достаточно сложно взаимодействовать со своими сверстниками в группе.
Также нами было замечено, что дошкольники не всегда с интересом вступают в групповое взаимодействие, им не только не интересно то, что предлагает педагог, но и также сам факт взаимодействия с другими детьми.
Помимо этого, несмотря на то, что ребенок даже способен поддержать беседу и поговорить с другими детьми на различные темы, его желания и устремления сталкиваются с боязнью общения и взаимодействия с другими детьми.
Безусловно, все это требует тщательной работы и проработки исследователями, педагогами, а также родителями детей дошкольного возраста, поскольку развитие группового взаимодействия в дошкольном возрасте представляет собой важный критерий полноценного развития ребенка 5-6 лет.
На основании результатов констатирующего этапа эксперимента нами был разработан проект программы по развитию навыков группового взаимодействия у детей 5-6 лет.
Одной из задач, выступал подбор соответствующих средств, приемов, методов и условий успешной организации группового взаимодействия между детьми 5-6 лет. Особенно хотелось бы отметить именно подбор средств, которые определяются психолого-педагогической составляющей, и которые способствуют определению необходимых аспектов организации успешного взаимодействия между детьми.
Выделим ниже некоторые методические приемы, которые мы использовали в развитии у дошкольников навыков группового взаимодействия:
- Рассматривание иллюстраций на конкретную заданную тему (любая тема про дружбу и межличностные взаимоотношения, находящая у детей отклик).
- Проведение бесед, которые позволят познакомиться с эмоциями, особенностями группового общения, особенностями взаимоотношений между людьми и т.д.
- Использование различных игр, например, словесных, настольных и т.д., что позволит привлечь внимание дошкольников и заинтересовать их работой на занятии.
- Социо-игровые приемы, позволяющие направить внимание ребенка на групповое общение, на понимание важности межличностного взаимодействия, а также на формирование коммуникативных навыков и умений.
- Здоровьесберегающие приемы, благодаря которым будет возможно формировать у дошкольников необходимые навыки, но при этом эмоционально и психическое состояние дошкольников не будет нарушено и т.д.
- Релаксационные упражнения, благодаря которым можно снять напряжение, особенно, если в группе формируется негативная обстановка по той или иной причине.
- Рисование, которое направлено на снятие напряжения (проводится по любой теме).
- Арт-терапия, которая позволит детям интересно и весело провести время.
- Использование различных проблемных ситуаций, благодаря которым дети смогут более детально изучить тему группового взаимодействия и т.д.
В процессе формирования навыков группового общения применяли различные рисуночные методы. Прежде всего, это возможность провести занятие интересно и наглядно, а также это возможность сформировать навыки общения. Для реализации поставленной задачи, занятие предусматривало разделение воспитанников на небольшие группы («Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги», «Рисование с секретом»).
В процессе воспитания дружеских отношений между детьми использовали различные приемы и методы. Выделим ниже некоторые из них:
- Использование художественной литературы. На данный момент существует много различной детской литературы, которая посвящена теме дружбы и взаимоотношениям. При этом, что характерно, подобная литература в наиболее понятной и приемлемой форме рассказывает детям, что такое дружба. Именно поэтому художественную литературу обязательно нужно вводить в процесс формирования у дошкольников навыков групповой деятельности и группового взаимодействия. Также художественную литературу может использовать как педагог, так и родители детей дошкольного возраста.
- Показ театрализованных представлений. Темы для театрализованных представлений могут выбираться различные, однако они должны быть обязательно связаны с темой дружбы. Так, дети дошкольного возраста могут вместе с педагогом разработать какое-либо театрализованное представление на заданную тему, а затем представить его перед своими родителями.
- Заучивание стихотворений. Дети в возрасте 5-6 лет уже могут запоминать небольшую информацию. Именно поэтому можно использовать заучивание стихотворений, которые также будут содержать в себе тему дружбы. Последующий рассказ заученных стихотворений может происходить как в рамках аудиторного занятия перед другими детьми, так и в рамках проведения какого-либо мероприятия, где дети будут выступать перед родителями.
- Пение песен про дружбу. Также, как и в художественной литературе, существуют довольно много песен о дружбе. На музыкальных занятиях дети могут петь данные песни, разбирать их, разучивать и т.д. Затем выученные дошкольниками песни также могут быть представлены на каком-либо мероприятии, в котором будут участвовать и родители детей-дошкольников.
- То или иное художественное произведение, музыкальное произведение могут включать в себя различные иллюстрации, составленные специально к ним. При изучении музыкального или художественного произведения дети могут рассматривать данные иллюстрации и обсуждать их. При этом, важно при подборе иллюстрации выбирать только такие, которые будут содержать в себе тему дружбы.
- Просмотр мультфильмов. Педагог может выбрать тот или иной фильм или мультфильм, который направлен на тему дружбы. При этом может быть выбран, как и более современный вариант, так и вариант, который снят пять, 10 и более лет подряд. При этом необходимо, чтобы в каждом предлагаемом дошкольникам видеоматериале обязательно изучалась тема дружбы.
В качестве основной составляющей нашей работы мы взяли изготовление детьми русской народной тряпичной куклы и игры с ними.
Рассмотрим несколько игр, которые мы использовали в своей работе:
Дидактическая игра: «Подбери наряд кукле».
Цель: формировать умение замечать детали, развивать способность мастерить своими руками, формировать мотивацию заниматься творческой работой.
Игра: «Собери русскую тряпичную куклу».
Цель игры: сформировать умение работать сообща, развивать умение творчески подходить к работе.
Игра: Придумай украшение.
Цель игры: развивать фантазию и творческие способности детей, формировать умение работать сообща.
Таким образом, можно говорить относительно того, что в целях развития у детей дошкольного возраста навыков группового взаимодействия, необходимо использовать различные методы и приемы воспитательной работы. Каждый прием и метод важно подстраивать под конкретный процесс обучения, чтобы дошкольники могли приобретать необходимые им знания и навыки.
Помимо этого, обязательно важно принимать внимание потребности и желания самих детей. Только если ребенок на самом деле заинтересован в учебной деятельности, он сможет направиться свое внимание на формирование всех навыков и умений, которые ему необходимы в процессе осуществления группового взаимодействия.
Коммуникативные способности детей дошкольного возраста важно формировать как целостную систему, в которой соблюдается определенная последовательность.
Таким образом, групповое взаимодействие в возрасте 5-6 лет должно быть направлено на желание детей общаться между собой, на желание узнать друг друга. Этому во многом будет способствовать реализация различных методов и приемов, рассмотренных выше. Групповое взаимодействие детей 5-6 лет представляет собой важный критерий развития ребенка. Именно поэтому важно уделять этому вопросу большое внимание.
Библиографический список
1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. № 1155 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ2. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду / Игровые ситуации, 66 игры, этюды: учеб.-метод. пособие. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 224 с.
3. Волкова Л.А., Кузнецова Л.Э. Социально-психологические аспекты психологической подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе // Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология. 2018. № 1.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской возрастной психологии Текст.: в 6 т. //Собр. Соч., М., Педагогика, 1983т – т.4 - 243 – 385
5. Дронжек Н.В. Формирование коллективных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. Заболоцкая В.Э., Андреева Л.Д. Особенности взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».
6. Ивлева К.В. Особенности сотрудничества детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №10. – С.38–49.
7. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов.- СПб.: СпецЛит, 2001.-463 с.
8. Ковынева О.Г., Введенский В.Н. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Universum: психология и образование. 2017. № 11 (41).
9. Лисина М.И. Общение, личность ипсихика ребенка. – Воронеж: МОДЕК, 1997. –384 с.
10. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. – М., 2000
11. Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.