Индекс УДК 37
Дата публикации: 28.04.2023

Состояние изучения проблемы деструктивного поведения в подростковом возрасте

The state of the study of the problem of destructive behavior in adolescence

Суздорф Александра Евгеньевна
Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия
Suzdorf Alexandra Evgenievna
Astrakhan State University, Astrakhan, Russia
Аннотация: В статье описывается уровень изученности характеристик подростковый возраст. Взгляды древневосточных мыслителей, а также тщательно проанализированы мнения ряда ученых на Западе. За основу были взяты изменения физиологических процессов деструктивного поведение подростков.

Abstract: The article describes the level of study of the characteristics of adolescence. The views of ancient Eastern thinkers, as well as carefully analyzed the opinions of a number of scientists in the West. Changes in the physiological processes of the destructive behavior of adolescents were taken as a basis.
Ключевые слова: деструктивный, социальный развитие, подростковая психология, алкоголизм, суицид, наркомания, антисоциальный, антисоциальный, аутодеструктивный.

Keywords: destructive, social development, teenage psychology, alcoholism, suicide, drug addiction, antisocial, antisocial, self-destructive.


В процессе эволюции формировались принятые в обществе стандарты и критерии поведения человека. Эти нормы и критерии необходимы не только для социальной стабильности, но и для психической устойчивости и развития индивидуума. Наши ученые издавна уделяли особое внимание вопросам формирования нравственного, духовного и культурного поведения в обществе. Также в статье рассмотрены взгляды родителей на проблему отношения ребенка к другому ребенку, особенно детей подросткового возраста, отношения которых составляют целую педагогическую и психологическую систему. В этот момент следует уточнить наличие негативных ситуаций в воспитании детей в семье, проблемы, связанные с психологией подростков. Актуальность этой проблемы изучалась психологическими теориями, включая психоанализ, бихевиоризм и гуманистическую психологии, и они сделали акцент на эмоциональном теплом отношении родителей, а также на факте что это источник развития ребенка. Рассмотрена природа деструктивного поведения у человека, что является одной из проблем, недостаточно изученных в психологии. Эта проблема была сформирована в середине 20 века.

Деструктивное поведение – это поведение, противоречащее принятым в обществе формам социального поведения, направлена на отрицание любых альтернативных мнений. Деструктивное поведение может вызывать не только определенные социальные проблемы в человеке, но и проблемы в его физическом здоровье. Деструктивное поведение проявляется в 2 основных видах: Делинквентный тип — направленность поведения против принятых в обществе социальных и правовых норм. (бытовые семейные споры, ДТП, хамство…)

Девиантный тип – это проявление поведения, противоречащего принятым в обществе моральным нормам. общества (алкоголизм, суицид, наркомания и др.), отсутствие привязанности. Хотя все проявления деструктивного поведения происходят как определенные защитные реакции человека, они могут быть связаны с нарушениями в нервной системе. Деструктивное поведение может быть вызвано негативными эмоциональными переживаниями в детстве, недостатком любви и ласки со стороны родителей в результате эмоциональной холодности по отношению к ребенку и генетические факторы.

Исследователь К. Е. Игошев говорил, что дети и подростки, особенно импульсивны и возбудимы. Импульсивное поведение представляет собой аффективное состояние, обусловленное прежде всего специфическими аффективными переживаниями (событиями с сильным психологическим влиянием). Это состояние характеризуется кратковременными и усиливающимися эмоциональными переживаниями.

Деструктивное поведение свойственно всем людям, но у некоторых людей это поведение настолько сильно, что определяет их положение и поведение в обществе. Венский психолог З. Фрейд и его ученики считают наиболее важным основанием для оценки подросткового возраста бессознательное желание определить свою положение, которое возникает как цель какого-то исходного влечения. Это желание должно быть в форме эгоизма, пренебрежения к другим людям, неспособностью примириться с окружающей средой, которое приводит к конфликтам.

По Фрейду, нельзя игнорировать разрушительную силу в человеке, которая может разрушить самого себя. Катарсис-выразительные действия, которые не связанные с деструктивной силой разрушительные действия могут быть заторможены. Э.В. Змановская выделяет 3 типа поведенческих отклонений: асоциальные (делинквентные), асоциальные (аморальные), аутодеструктивный (саморазрушающий). По Сидорову Н.Р. девиантное поведение определяется как устойчивое деструктивное поведение, направленное на регулярное нарушение межличностные отношения человека. Психолог А.И. Долгова, изучавшая ювенальную делинквентность, говорил о том, что перед совершением преступления поведение подростка претерпевает резкие отклонения от нормы.

Можно выделить два типа нормативных отклонений, характерных для подростков с девиантное поведением: буйные и эгоистичные подростки хотят показать себя сильными, отзывчивыми и готовыми помочь своим сверстники. В их характере присутствуют такие элементы, как эгоизм, тирания, вера в физическую силу, предпочтение отдается нетрадиционным группам. Отклонение от само разрушающих медицинских и психологических норм. К ней относятся поведение, угрожающие целостности и развитию личности: суицидальные поведение, пристрастие к еде, пристрастие к фармакологическим веществам, фанатическое пристрастие, стремление к опасным для жизни видам деятельности (экстремальные виды спорта).

По направлению деструктивности Э.В. Змановская вводит следующие

классификации: антисоциальный (активно деструктивный) просоциальный (относительно деструктивный, в некотором смысле антисоциальный, адаптированный к социальным нормам) асоциальный (пассивно-деструктивный) пассивный автодеструктивный саморазрушающийся (активный ауторазрушающий). Некоторые исследователи подчеркивают связь между деструктивностью и креативностью. Например, В.Н.Дружинин различает 2 вида деструктивности:

  1. Креативное поведение, создание новой среды.
  2. Деструктивное – дезадаптивное поведение, разрушающее окружающую среду творчества и деструктивности объединяет то, что человек отчуждается от природы и окружающего социальная среда.

Б. Карлоф подчеркивает, что в каждом творческом акте есть творческий элемент и различает два типа деструктивного поведения: адаптивный, творческий, связанный с имеющимися возможностями человек, созидательный — разрушительный.

Известный американский ученый Э. Фромм занимался проблемой деструктивного поведения. В его работах «Бегство от свободы», «Анатомия человеческой деструктивности» особое внимание уделялось социальной и культурные детерминантам этой проблемы. Польский психолог Ю. Козелецкий различает созидательную трансгрессию — творчество и деструктивная трансгрессия, направленная на утрату предыдущих.

По мнению российского психолога А.А. Реан: распад семейной структуры влияет на подростка не сам по себе, а в сочетании с другими факторами, в частности, уровнем общего и педагогическое воспитания родителей, семейного взаимодействия и коммуникации внутри семьи. [29.270 б]

По мнению Д. И. Фельдштейна, девиантные подростки социально вялые, агрессивные, любопытные, грубые, склонны к литью «слез», и многие из них лживы и безответственны. По исследованиям И.А. Семикашевой, участники такой группы имеют схожие с родителями характеристики и проявляют уважение не к отдельным людям, а к группе, к которой они принадлежат. Такие подростки не чувствуют ответственности за свои характер и могут вести себя как все на публике. Это вызвано также высокой требовательностью родителей к своему ребенку, их мечтами сделать из него «вундеркинда», человека, занимающего очень большие высоты. Скрывая чувство неприязни, подросток показывает свое неудовольствие, разочарование и духовное отчуждение от взрослых. Он начинает искать друзей на улице и часто присоединяется к группе пьющих и курящих вызывая чувство раскрепощения у подростка и борьбу за свою свободу и независимость. Он хочет, чтобы его освободили из-под контроля взрослых любым способом. Чем больше его контролируют, тем большей свободы он жаждет. Это связано с упрямством подростков. У психически здоровых подростков упрямство со временем проходит. Если взрослые требуют безоговорочное послушание, то подростки проявляют крайний характер. Самое тревожное заключается в том, что поведение подростков в таких случаях заканчивается бегством из дома и вызывая чувство отторжения, чувство отказа от участия в играх, еде, работе по дому, культурно-просветительных мероприятиях. В этой реальности родители ограничивают ребёнка от общения с некоторыми сверстниками. Для того, чтобы защитить своего ребенка от пьющих и курящих сверстников, родители вынуждены переводить ребёнка в другую школу и, в итоге, подросток обвиняет родителей в том, что они отделяют его от сверстников и жалуется на них. При анализе индивидуального поведения необходимо изучать нормы социального поведение. В психологии установка понимается как состояние психофизиологической готовности к воспринимать, оценивать и совершать определенные действия, относящиеся к личности. В проявлении деструктивного поведения, негативные установки формируются в результате негативных установок человека отношению к большинству окружающих. В исследованиях С.П. Иванов и В.В. Бойко выделяют следующие типы деструктивных устройств:

  • Скрытая беспечность в мыслях и поступках по отношению к окружающим.
  • Открытое высокомерие по отношению к другим.
  • Негативное мнение о людях, его вызвавших, исходя из обстоятельств, возникших в определенных социальных ситуациях.
  • Необоснованные обобщения о своих партнерах на основе негативных факторов.
  • Наличие негативного опыта в процессе взаимоотношений с окружающими.

А. Клейберг и А. Эллис ввели понятие «иррациональных допущений» при формировании деструктивного поведения. Иррациональные предположения, по их мнению, возникают в результате нарушений в познавательной сфере человека.

Библиографический список

1. Исакова, М. Т. (2021). Problems Of The Relationship Of A Person's Attitude To Health With Its Individual And Dynamic Features. (7), 42-48.
2. Tulkinovna, I. M. A. (2021). An Empirical Study Of The Relationship Of Individual With Dynamic Characteristics As A Value To Health. European Journal Of Research And Reflection InEducational Sciences, 9(5).
3. Isakova, M. T., & Israilzhonov, S. (2020). Theoretical Interpretation Of Some Considerations On Mental Health. In Психологическое Здоровье Населения Как Важный Фактор Обеспечения Процветания Общества (Pp. 25-28).
4. Isakova, M. T. (2020). Factors Influencing The Mental Health Of Person. In Психологическое Здоровье Населения Как Важный Фактор Обеспечения Процветания Общества (Pp. 10-13).
5. Isakova, M. T. (2021). Socio-Psychological Aspects Of A Person's Attitude To His Mental Health. Asian Journal Of Multidimensional Research, 10(4), 29-36.
6. Исакова, М. Т. (2019). Факторы Творческого Мышления Когнитивного Развития Дошкольников. In Психологическое Благополучие Современного Человека (Pp. 627-630).
7. Исакова, М. Т. (2021). Эмпирическое Исследование Взаимосвязи Отношения Личности К Здоровью С Индивидуально-Динамическими Характеристиками. П, 86, 544.
8. Isakova, M. (2020). Socio-Psychological Factors Are The Effect Ofperson’s Mental Health. European Journal Of Molecular & Clinical Medicine, 7(3), 4699-4718.
9. O.Parpiyeva, A.Ostonaqulov //Psychology of patients with oncological diseases// International Scientific Journal ISJ Theoretical & Applied Science 06 (74) 2019. Philadelphia, USA. 642-645 page.
10. Parpieva Odinakhon Rakhmanovna, Ostanaqulov Alijon Dadajon Ugli, //Modern Scientific Research In Oncological Diseases //The American Journal of Medical Sciences and Pharmaceutical Research, 3(03), (2021).117-121page
11. Parpieva Odinakhon Rakhmanovna, Ostanaqulov Alijon Dadajon Ugli, //Mental-emotional Disorders in Patients with Oncological Disiases// EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR). Volume: 7/ Issue: 4/ Aprel 2021. 232-235 page.
12. O.Parpiyeva, A.Ostonaqulov //Drugs to treat the psychological state of the patients and their methods// Международном научно-практическом журнале “Экономика и социум” Электронное научно-практическое издание. Выпуск №1 (56) – 2019. 93-97 стр
13. O.R.Parpiyeva, Ostanaqulov A.D //SCHIZOPHRENIA DISEASE// Международный научнопрактический журнал “Теория и практика современной науки” Выпуск №6 (48) – 2019. 18-21 стр
14. O.R.Parpiyeva, Ostanaqulov A.D //Thoughts that do not go away from the brain// Международный научно-практический журнал “Мировая наука” Международное научное издание. Выпуск № 6 (27) – 2019. 9-12 стр